На днях служба ООН по делам беженцев (UNCHR) представила доклад, в котором освещены планы работы на ближайшие годы. В докладе среди прочих планов представлен материал, в котором говорится, что сотрудники UNCHR собираются решать проблему лиц без гражданства. По самым скромным подсчётам ооновской службы, таких людей на планете около 10 миллионов, причём проживают они буквально по всему миру: от Австралии до Европы. Наибольшее число людей без гражданства зафиксирована в Евросоюзе и США.

Служба UNCHR сообщает, что проблему лиц, не получивших гражданства, специалисты собираются решить в течение ближайших десяти лет. Как только эта информация была распространена Организацией Объединённых Наций, сразу же напряглись такие прибалтийские страны как Эстония и Латвия.

Несмотря на то, что власти этих государств заявляют о мерах, предпринимаемых для решения проблем неграждан, число лиц, проживающих в Латвии и Эстонии на постоянной основе, так и получивших паспорта этих государств, велико. В Латвии неграждан около 270 тысяч (13% от общего числа жителей страны), в Эстонии – 90 тысяч (примерно 7% населения).

Интересно, что власти Латвии и Эстонии считают, что инициатива UNCHR не касается их государств, ведь по закону Латвии неграждане не считаются апатридами.

Для справки: апатриды — лица, не имеющие гражданства или подданства и не обладающие доказательствами, позволившими бы установить принадлежность этих лиц к какому-либо гражданству или подданству.

Латвийские власти считают, что у местных неграждан доказательства как бы есть, но они не совсем такие, какие властям необходимы. При этом официальная Рига пытается даже обхитрить международные инстанции, борющиеся за права апатридов, демонстрируя наличие у неграждан паспорта. Вот только паспорт этот не такой, каким обладает «полноценный» латвийский гражданин. У паспортов неграждан и цвет другой, и обладатели этого более чем странного документа именуются в нём как alien – чужаки (или в более благопристойном переводе – иностранцы). Соответственно, и с правами у обладателей «паспортов» неграждан всё не так просто.

Прибалтийские неграждане не могут избирать, но при этом в некоторых случаях могут быть избраны, состоя в политических партиях. Сразу возникает вопрос: кого считать электоратом партийного негражданина, если у других неграждан право голоса отсутствует?.. Мало того, неграждане не имеют права работать в целом ряде государственных органов, на них не распространяется призыв на службу в армии, так как власти Латвии и Эстонии негласно считают неграждан неблагонадёжными – способными повести страны не в том направлении, в котором диктует Большой заокеанский брат.

Десятки тысяч неграждан не имеют возможности получить обычный (гражданский) паспорт, несмотря на то, что проживают в Латвии и Эстонии ещё с советских времён.

И вот, невзирая на такое чудовищное нарушение прав человека, никто из «демократических друзей» не усердствует в плане того, чтобы нарушения прав жителей в Латвии и Эстонии прекратить. Почему не усердствуют? Да потому что наибольший процент неграждан – русскоязычное население прибалтийских стран. А если речь идёт о русскоязычном населении, то мировые рупоры права молчат…

Ооновская служба вроде бы намекнула латвийским и эстонским властям, что пора уже решать вопрос с выдачей негражданам нормальных паспортов с наделением прав, но в Прибалтике решили, что ООН вообще не к ним обращается.

Латвийский обмудсмен Юрис Янсонс в интервью BBC заявил буквально следующее:

В прибалтийских республиках считают, что кампания ООН относится к иной ситуации, а все неграждане могут натурализоваться и стать гражданами.
ООН собирается ликвидировать апатридов. В Латвии совсем другая ситуация. Я не знаю, как они собираются это делать, но думаю, к нам это не имеет отношения.

А ведь этот человек по долгу службы должен защищать права человека, но, похоже, что Прибалтика даже в понятие «омбудсмен» решила вложить свой смысл. Если руководствоваться логикой Янсонса, то, получается, что неграждане как бы сами виноваты в том, что у них до сих нет гражданского паспорта. А ещё из слов «омбудсмена» можно сделать вывод, что официальная Рига не собирается сводить число неграждан к нулю путём выдачи им нормальных паспортов даже в течение ближайшего десятилетия. Десятки тысяч людей, годами живущих в Прибалтике и, тем не менее, превращённых в изгоев в самом центре Европы, это, судя по всему, для Латвии и Эстонии нормальная практика и перспектива.

Ранее г-н Янсонс заявлял, что в Латвии вообще нет никаких нарушений прав каких-либо национальных меньшинств, в том числе, и русских. В одной этой фразе, высказанной «защитником прав человека», содержатся сразу две ложных составляющих. Во-первых, невозможность отдавать свой гражданский долг путём волеизъявления или службы в государственных структурах – это уже нарушение прав человека. Во-вторых, русских в той же Латвии как-то странно называть «меньшинством». Формально – да, латышей в Латвии больше, но, по самым скромным подсчётам, русских в этой стране около 27% населения. А есть и такие регионы в Латвии, где русских и латышей почти поровну. К примеру, в Латгалии проживают около 45% латышей и около 40% русских (остальные – поляки, белорусы, эстоны, литовцы и др.) Есть и такие территории, где русские и вовсе преобладают. Один из примеров – Даугавпилс, где русских более 53%. Их них более двух третей (!) – неграждане.

После доклада UNCHR прибалтийские (латвийские в первую очередь) власти рассчитывают на то, что их инициатива ООН не коснётся, и что ситуация с людьми без гражданства не будет меняться и дальше. Но почему власти Латвии и Эстонии так упорно держатся за сохранение статуса неграждан? Как уже было отмечено, неграждане для прибалтийских властей – в первую очередь политически неблагонадёжные. Ведь если давать гражданские паспорта всем, проживающим в Латвии и Эстонии ещё с советских времён, то получится, что, к примеру, у русских и русскоязычных появляется реальная возможность добиваться приемлемого результата на выборах. А этого Таллин и Рига не могут допустить, иначе их курс на европейское закредитование и развал собственного производства на благо главным деятелям ЕС может оказаться под угрозой. Единственное, что нужно Риге и Таллину — это время. Мол, подождите, и со временем неграждане сами исчезнут… Как ветераны, как сторонники интеграции с Россией. А общество будет «европейски однородным» — с «правильными ориентирами». И 10-ти лет для такого процесса Латвии и Эстонии не хватит — об этом и пытаются сказать латыши и эстонцы чиновникам ООН.

Да и вообще, в складывающейся ситуации прибалты поступают истинно по-прибалтийски: смотря в пол и посвистывая, делают вид, что инициатива ООН – не для них… Считают, что сегрегация под прикрытием евросоюзных символов будет длиться ещё очень долго без последствий.

Володин Алексей

Источник: topwar.ru


Читайте также:

Добавить комментарий