До недавнего времени Киев выражал приверженность своим обязательствам по перечислению финансовых средств из украинского бюджета в Донецкую и Луганскую области, утверждая, что эти области дотационные и без денежных трансфертов существовать не могут. На самом деле дотационность Новороссии – миф. Новороссия – донор всей Украины, но этого донора больше двадцати лет держат в чёрном теле, возвращая ему в виде трансфертов лишь часть отобранного. 

Вместе с тем Донецк и Луганск продолжали выполнять свои налоговые обязательства перед бюджетом. 7 ноября киевские власти обнародовали любопытную информацию: за девять месяцев 2014 года население и бизнес Донецкой области снизили объемы перечисления налогов и сборов. В частности, в бюджеты всех уровней поступило 16 млрд. гривен (чуть больше 1 млрд. долл.), что на 19,6% меньше, чем за аналогичный период 2013 года. Киев воспринял это как ЧП. Словно и нет никакой войны, власти Украины сообщили: на 1 октября текущего года «из 46 бюджетов области не выполнены показатели Минфина по доходам в 40 городах областного значения и районах региона на сумму 541,2 млн. грн.» (при нынешнем курсе гривны это эквивалентно 38,8 млн. долл.). Нетрудно вычислить, что невыполнение Донецкой областью плана по налогам, отчисляемым в Киев, за девять месяцев 2014 года составило чуть более 3 процентов. Как говорится, война войной, а налоги надо платить. И Донбасс платит! Вернее не весь Донбасс – за несколько месяцев население там полностью обнищало. Платят крупные предприятия, поставляющие свою продукции в другие регионы Украины и за рубеж. 

***

Знаковым событием в финансовых отношениях Киева и Новороссии стало заседание правительства Украины 5 ноября 2014 года. А. Яценюк, который до этого твердил, что Киев «не может бросить своих братьев на оккупированных территориях», сделал заявление противоположного характера, сообщив, что Киев полностью прекращает бюджетное финансирование всех организаций и учреждений на территории Донецкой и Луганской областей, не подконтрольных центральной власти. 

Одни оценили заявление Яценюка как месть мятежным республикам. Другие полагают, что таким образом власти Украины намереваются добиться коренного перелома в противостоянии с отколовшимися регионами. Характерно, что Яценюк не сказал о прекращении финансирования двух областей вообще. Он сказал о прекращении финансирования организаций и предприятий на территории, подконтрольной «мятежникам», поощряя тем самым их перемещение на территорию, подконтрольную вооруженным силам Украины. Значительная часть бюджетных трансфертов предназначается для выплаты пенсий и пособий. Власть заявила, что не отказывается от своих обязательств по этим социальным выплатам, но жителям «оккупированных» территорий предлагается ходить за пенсиями и пособиями…через линию фронта. Может быть, в Киеве рассчитывают, что в результате решения, принятого 5 ноября, начнется великое переселение в зону, свободную от «терроризма»? 

Впрочем, возможно, Яценюк просто пытается изыскать еще один резерв, чтобы оттянуть дефолт Украины. 

На заседании украинского Кабмина было сказано, что территории, находящиеся под контролем «террористов», требуют дотаций в расчете на год на сумму более 30 миллиардов гривен (свыше 95 миллиардов рублей), но финансировать их до тех пор, пока они не вернутся под власть Киева, не планируется. «Уберутся прочь с территории Донецкой и Луганской областей российские террористы — мы неотложно вернем контроль над территорией и выплатим персонально каждому человеку ту социальную льготу, на которую он имеет право», — заявил Яценюк. Выделение региону денег в нынешней ситуации Яценюк назвал «поддержкой российского терроризма». Приводим сводную справку, составленную на основе информации, прозвучавшей на заседании правительства Украины 5 ноября.

Как видим, новация Яценюка может дать украинскому бюджету почти 2,3 млрд. долл. в год. Это сопоставимо со средним по величине траншем МВФ или той суммой, которую Украина должна заплатить «Газпрому», чтобы возобновились поставки природного газа из России. 

В акте прекращения денежных трансфертов Донецку и Луганску можно усмотреть признание Киевом де-факто новых государственных образований. Кроме того, это ускоряет создание в новых республиках своих бюджетно-налоговых систем. 

В ДНР и ЛНР такое развитие событий предвидели и понимали, что полный финансовый разрыв с Киевом неизбежен. Своим заявлением Яценюк лишь зафиксировал положение, сложившееся к середине лета, когда бюджетники и пенсионеры были брошены Киевом на произвол судьбы. Летом из Национального банка Украины (НБУ) последовала команда о закрытии управлений банка в Донецкой и Луганской областях. В начале августа НБУ дал указание украинским банкам о приостановке всех финансовых операций на территории, находящейся под контролем сторонников ДНР и ЛНР. С этого момента Новороссия осталась вообще без банков, без возможностей осуществлять безналичные платежи и расчеты, все денежное обращение основывалось лишь на наличных денежных знаках – преимущественно украинских гривнах и российских рублях. 

Еще в начале лета вице-премьер ДНР по вопросам экономики Андрей Пургин заявлял, что Донецкая республика планирует перевести под свою налоговую юрисдикцию крупные предприятия региона. В частности, ДНР хотела добиться, чтобы налоги в ее бюджет платила Донецкая железная дорога, управление которой уже было под контролем республики. Однако до последнего времени бюджет ДНР формировался на наличной основе и пока непонятно, сумеют ли в Донецке организовать безналичные платежи. Похожая ситуация и в Луганске. 

К сожалению, исполнение решений о создании своей налоговой системы в ДНР и ЛНР затянулось. Причины разные.

1. До сентября было не до экономики, мешали жаркие бои. 

2. Не было — и до сих пор нет — системы безналичных расчетов. Даже если бы предприятия хотели платить в казну ДНР и ЛНР, они не знают, как это сделать. Крупные предприятия платят налоги только безналичными деньгами, перечисляя их на счета казначейства. 

3. Крупные предприятия и не хотят платить. У них есть налаженные схемы, в том числе такие, которые предполагают вывод денег за пределы Украины. Эти схемы базируются на устоявшихся коррупционных отношениях крупных украинских предпринимателей с представителями банковской, казначейской и налоговой власти Украины. Переход к каким-то новым схемам сопряжен с риском. Что за люди у власти в Донецке и Луганске? Можно ли с ними договориться об установлении неформальных отношений?

4. Предприниматели опасаются, что их обвинят в «финансировании терроризма», а это грозит санкциями со стороны Запада. Для тех предприятий, которые выходят на мировой рынок и владельцы которых имеют фирмы и счета в офшорах, санкции — не пустой звук. 

Когда я говорю о крупных предпринимателях, я в первую очередь имею в виду Рината Ахметова, но это также Сергей Тарута, Олег Мкртчян (самый богатый армянин Украины, совладелец компании «Индустриальный союз Донбасса»), Дмитрий Фирташ и другие. 

* * *

В октябре создание собственных налоговых систем в ДНР и ЛНР всё же началось. В первой из республик этот процесс идет быстрее, там создано Министерство налогов и сборов (МНС), принято «Временное положение о налоговой системе Донецкой Народной Республики». Согласно этому документу, для юридических лиц налог определен в 20% от чистой прибыли, для физических лиц — предпринимателей — по выбору: 2,5% с валового дохода или 20% от суммы чистой прибыли. Для пассажирских перевозчиков предусмотрена упрощенная система уплаты налогов: 170 гривен в месяц для пассажирских такси и 500 гривен в месяц для маршрутных такси. Розничная торговля на рынке будет облагаться единым налогом — 150 гривен в месяц. Министр доходов и сборов ДНР Александр Тимофеев пообещал крупным производителям налоговые льготы. Поставлены задачи формирования таможенной службы и налоговой полиции. 

Однако, для того чтобы у ДНР появились свои доходы, мало создать специальное министерство, таможню и налоговую полицию. Есть более сложные проблемы. Какой валютой платить? Российскими рублями, украинскими гривнами, своей специально созданной валютой? Как осуществлять перечисление налогов в безналичной форме? Ведь пока в Новороссии циркулируют лишь наличные деньги, надо создавать свою денежно-кредитную систему. В ДНР в октябре создали свой центральный банк, который получил официальное название «Центральный республиканский банк» (ЦРБ). В начале ноября власти ДНР сообщили, что ЦРБ открыл отделения в Донецке и 10 городах. Министерство налогов и сборов предложило юридическим лицам, прошедшим перерегистрацию, открывать счета в отделениях ЦРБ. Первые налоги должны быть уплачены в казну ДНР в ноябре.

Есть, впрочем, еще более сложная проблема. Малый и средний бизнес откроет счета в ЦБР и начнет платить налоги, сомнений нет. Однако до сих пор львиная доля налогов в бюджетную систему Украины уплачивалась крупными предприятиями. Еще в начале лета власти ДНР пытались заставить Р. Ахметова и других украинских олигархов переориентировать свои налоговые отчисления с Киева на Донецк, предупреждая, что в противном случае их активы будут национализированы. Тогда, правда, у олигархов были веские отговорки: в ДНР не было своей налоговой службы и банковской системы. Сегодня ситуация меняется. Ринат Ахметов и другие оказываются «между молотом и наковальней»: если они отказываются от перечисления налогов в Донецк, они рискуют подвергнуться национализации; если они соглашаются, они попадают в чёрные списки на Западе. 

В настоящее время мы являемся свидетелями нового акта противостояния между Киевом и республиками Новороссии, когда происходит полный разрыв их финансовых отношений. Разрыв будет иметь далеко идущие последствия. 

До недавнего времени Киев выражал приверженность своим обязательствам по перечислению финансовых средств из украинского бюджета в Донецкую и Луганскую области, утверждая, что эти области дотационные и без денежных трансфертов существовать не могут. На самом деле дотационность Новороссии – миф. Новороссия – донор всей Украины, но этого донора больше двадцати лет держат в чёрном теле, возвращая ему в виде трансфертов лишь часть отобранного. 

Вместе с тем Донецк и Луганск продолжали выполнять свои налоговые обязательства перед бюджетом. 7 ноября киевские власти обнародовали любопытную информацию: за девять месяцев 2014 года население и бизнес Донецкой области снизили объемы перечисления налогов и сборов. В частности, в бюджеты всех уровней поступило 16 млрд. гривен (чуть больше 1 млрд. долл.), что на 19,6% меньше, чем за аналогичный период 2013 года. Киев воспринял это как ЧП. Словно и нет никакой войны, власти Украины сообщили: на 1 октября текущего года «из 46 бюджетов области не выполнены показатели Минфина по доходам в 40 городах областного значения и районах региона на сумму 541,2 млн. грн.» (при нынешнем курсе гривны это эквивалентно 38,8 млн. долл.). Нетрудно вычислить, что невыполнение Донецкой областью плана по налогам, отчисляемым в Киев, за девять месяцев 2014 года составило чуть более 3 процентов. Как говорится, война войной, а налоги надо платить. И Донбасс платит! Вернее не весь Донбасс – за несколько месяцев население там полностью обнищало. Платят крупные предприятия, поставляющие свою продукции в другие регионы Украины и за рубеж. 

***

Знаковым событием в финансовых отношениях Киева и Новороссии стало заседание правительства Украины 5 ноября 2014 года. А. Яценюк, который до этого твердил, что Киев «не может бросить своих братьев на оккупированных территориях», сделал заявление противоположного характера, сообщив, что Киев полностью прекращает бюджетное финансирование всех организаций и учреждений на территории Донецкой и Луганской областей, не подконтрольных центральной власти. 

Одни оценили заявление Яценюка как месть мятежным республикам. Другие полагают, что таким образом власти Украины намереваются добиться коренного перелома в противостоянии с отколовшимися регионами. Характерно, что Яценюк не сказал о прекращении финансирования двух областей вообще. Он сказал о прекращении финансирования организаций и предприятий на территории, подконтрольной «мятежникам», поощряя тем самым их перемещение на территорию, подконтрольную вооруженным силам Украины. Значительная часть бюджетных трансфертов предназначается для выплаты пенсий и пособий. Власть заявила, что не отказывается от своих обязательств по этим социальным выплатам, но жителям «оккупированных» территорий предлагается ходить за пенсиями и пособиями…через линию фронта. Может быть, в Киеве рассчитывают, что в результате решения, принятого 5 ноября, начнется великое переселение в зону, свободную от «терроризма»? 

Впрочем, возможно, Яценюк просто пытается изыскать еще один резерв, чтобы оттянуть дефолт Украины. 

На заседании украинского Кабмина было сказано, что территории, находящиеся под контролем «террористов», требуют дотаций в расчете на год на сумму более 30 миллиардов гривен (свыше 95 миллиардов рублей), но финансировать их до тех пор, пока они не вернутся под власть Киева, не планируется. «Уберутся прочь с территории Донецкой и Луганской областей российские террористы — мы неотложно вернем контроль над территорией и выплатим персонально каждому человеку ту социальную льготу, на которую он имеет право», — заявил Яценюк. Выделение региону денег в нынешней ситуации Яценюк назвал «поддержкой российского терроризма». Приводим сводную справку, составленную на основе информации, прозвучавшей на заседании правительства Украины 5 ноября.

Как видим, новация Яценюка может дать украинскому бюджету почти 2,3 млрд. долл. в год. Это сопоставимо со средним по величине траншем МВФ или той суммой, которую Украина должна заплатить «Газпрому», чтобы возобновились поставки природного газа из России. 

В акте прекращения денежных трансфертов Донецку и Луганску можно усмотреть признание Киевом де-факто новых государственных образований. Кроме того, это ускоряет создание в новых республиках своих бюджетно-налоговых систем. 

В ДНР и ЛНР такое развитие событий предвидели и понимали, что полный финансовый разрыв с Киевом неизбежен. Своим заявлением Яценюк лишь зафиксировал положение, сложившееся к середине лета, когда бюджетники и пенсионеры были брошены Киевом на произвол судьбы. Летом из Национального банка Украины (НБУ) последовала команда о закрытии управлений банка в Донецкой и Луганской областях. В начале августа НБУ дал указание украинским банкам о приостановке всех финансовых операций на территории, находящейся под контролем сторонников ДНР и ЛНР. С этого момента Новороссия осталась вообще без банков, без возможностей осуществлять безналичные платежи и расчеты, все денежное обращение основывалось лишь на наличных денежных знаках – преимущественно украинских гривнах и российских рублях. 

Еще в начале лета вице-премьер ДНР по вопросам экономики Андрей Пургин заявлял, что Донецкая республика планирует перевести под свою налоговую юрисдикцию крупные предприятия региона. В частности, ДНР хотела добиться, чтобы налоги в ее бюджет платила Донецкая железная дорога, управление которой уже было под контролем республики. Однако до последнего времени бюджет ДНР формировался на наличной основе и пока непонятно, сумеют ли в Донецке организовать безналичные платежи. Похожая ситуация и в Луганске. 

К сожалению, исполнение решений о создании своей налоговой системы в ДНР и ЛНР затянулось. Причины разные.

1. До сентября было не до экономики, мешали жаркие бои. 

2. Не было — и до сих пор нет — системы безналичных расчетов. Даже если бы предприятия хотели платить в казну ДНР и ЛНР, они не знают, как это сделать. Крупные предприятия платят налоги только безналичными деньгами, перечисляя их на счета казначейства. 

3. Крупные предприятия и не хотят платить. У них есть налаженные схемы, в том числе такие, которые предполагают вывод денег за пределы Украины. Эти схемы базируются на устоявшихся коррупционных отношениях крупных украинских предпринимателей с представителями банковской, казначейской и налоговой власти Украины. Переход к каким-то новым схемам сопряжен с риском. Что за люди у власти в Донецке и Луганске? Можно ли с ними договориться об установлении неформальных отношений?

4. Предприниматели опасаются, что их обвинят в «финансировании терроризма», а это грозит санкциями со стороны Запада. Для тех предприятий, которые выходят на мировой рынок и владельцы которых имеют фирмы и счета в офшорах, санкции — не пустой звук. 

Когда я говорю о крупных предпринимателях, я в первую очередь имею в виду Рината Ахметова, но это также Сергей Тарута, Олег Мкртчян (самый богатый армянин Украины, совладелец компании «Индустриальный союз Донбасса»), Дмитрий Фирташ и другие. 

* * *

В октябре создание собственных налоговых систем в ДНР и ЛНР всё же началось. В первой из республик этот процесс идет быстрее, там создано Министерство налогов и сборов (МНС), принято «Временное положение о налоговой системе Донецкой Народной Республики». Согласно этому документу, для юридических лиц налог определен в 20% от чистой прибыли, для физических лиц — предпринимателей — по выбору: 2,5% с валового дохода или 20% от суммы чистой прибыли. Для пассажирских перевозчиков предусмотрена упрощенная система уплаты налогов: 170 гривен в месяц для пассажирских такси и 500 гривен в месяц для маршрутных такси. Розничная торговля на рынке будет облагаться единым налогом — 150 гривен в месяц. Министр доходов и сборов ДНР Александр Тимофеев пообещал крупным производителям налоговые льготы. Поставлены задачи формирования таможенной службы и налоговой полиции. 

Однако, для того чтобы у ДНР появились свои доходы, мало создать специальное министерство, таможню и налоговую полицию. Есть более сложные проблемы. Какой валютой платить? Российскими рублями, украинскими гривнами, своей специально созданной валютой? Как осуществлять перечисление налогов в безналичной форме? Ведь пока в Новороссии циркулируют лишь наличные деньги, надо создавать свою денежно-кредитную систему. В ДНР в октябре создали свой центральный банк, который получил официальное название «Центральный республиканский банк» (ЦРБ). В начале ноября власти ДНР сообщили, что ЦРБ открыл отделения в Донецке и 10 городах. Министерство налогов и сборов предложило юридическим лицам, прошедшим перерегистрацию, открывать счета в отделениях ЦРБ. Первые налоги должны быть уплачены в казну ДНР в ноябре.

Есть, впрочем, еще более сложная проблема. Малый и средний бизнес откроет счета в ЦБР и начнет платить налоги, сомнений нет. Однако до сих пор львиная доля налогов в бюджетную систему Украины уплачивалась крупными предприятиями. Еще в начале лета власти ДНР пытались заставить Р. Ахметова и других украинских олигархов переориентировать свои налоговые отчисления с Киева на Донецк, предупреждая, что в противном случае их активы будут национализированы. Тогда, правда, у олигархов были веские отговорки: в ДНР не было своей налоговой службы и банковской системы. Сегодня ситуация меняется. Ринат Ахметов и другие оказываются «между молотом и наковальней»: если они отказываются от перечисления налогов в Донецк, они рискуют подвергнуться национализации; если они соглашаются, они попадают в чёрные списки на Западе.

В настоящее время мы являемся свидетелями нового акта противостояния между Киевом и республиками Новороссии, когда происходит полный разрыв их финансовых отношений. Разрыв будет иметь далеко идущие последствия.

Валентин Катасонов

Источник: fondsk.ru


Читайте также:

Добавить комментарий