Информация, поступившая от правоохранительных органов, что так называемая «банда ГТА», убивавшая водителей на трасах Подмосковья, оказалась «ваххабитской сектой» не выглядит так уж неожиданно. Как это ни печально звучит, на просторах СНГ ислам местами уже давно прочно сросся с преступностью. «Я признаю, что криминальный мир вошел в мечети. Такое явление есть на самом деле. Однако если они отращивают бороды, надевают головные уборы, но продолжают делать то же, что и раньше, то я не считаю их полноценными мусульманами», — заявил около года назад муфтий Киргизии Рахматулла Эгембердиев.

Гораздо раньше, чем киргизский муфтий, эту тенденцию заметили среднеазиатские оперативники. В их профессиональном жаргоне уже много лет существует специальный термин «новые черные» — так здесь называют рэкетиров, которые, несмотря на свое спорное ремесло, скрупулезно соблюдают все обряды ислама и считают себя «богобоязненными мусульманами».

Пожалуй, наиболее хрестоматийной фигурой таких «правоверных» уголовников в Киргизии был известный уголовный авторитет Рыспек Акматбаев, расстрелянный киллером на выходе из мечети в 2006 году. Пик его могущества пришелся на период с начала 1990-х до 2000-х годов. Мастер спорта по боксу и бывший советский спецназовец, он создал группировку, державшую в страхе всю республику. При этом Акматбаев искренне считал себя кем-то вроде Робин Гуда, изымавшего часть денег у жуликов. Он действительно помогал бедным и строил мечети. К нему, а не в милицию, часто обращались обиженные бандитами люди. В каждом городе его «смотрящие» следили за порядком и вершили справедливость по своему усмотрению.

В 2006 году Рыспек Акматбаев решил баллотироваться в депутаты, но киргизский избирком отменил его регистрацию, объяснив это непогашенной судимостью. Тогда несколько тысяч сторонников авторитета перед зданием правительства заявили, что если их лидера не зарегистрирует кандидатом в депутаты, то они «переночуют в Белом доме» (здании киргизского парламента, — «Росбалт»). Доводы митингующих показались убедительными, и Акматбаев был зарегистрирован.

Став народным избранником, он продолжил действовать привычными методами. Так, он грозился явиться в парламент с бейсбольной битой и «поучить» этих «воров -депутатов». Неудивительно, что Акматбаев пользовался уважением среди простых киргизов. Ведь, в отличие от большинства киргизских политиков, думающих только о собственном обогащении, этот «религиозный уголовник» стремился добиться хоть и своеобразно понимаемой, но справедливости.

Схожие процессы происходили и на Северном Кавказе. Так, очень колоритна была фигура председателя Союза мусульман России Надиршаха Хаичилаева, которого считали, по совместительству, одним из самых влиятельных криминальных авторитетов Дагестана. В 2003 году он также был убит киллером. Всероссийскую славу Хачилаев приобрел в 1998 году, когда в отместку за то, что рядовые милиционеры остановили его телохранителей, взял штурмом здание правительства Дагестана. Разумеется, Хачилаева, как и Акматбаева, в народе уважали.

Лично я впервые столкнулся с тем, что можно вполне считать себя богобоязненным мусульманином, будучи тривиальным бандитом, когда изучал проблему похищения людей в Чечне. Многие освобожденные заложники говорили тогда, что их похитители попросту не считали, что украсть человека и требовать за него выкуп это грех. Достаточно примечателен рассказ председателя Лиги грузинских патриотов Георгия Залиашвили, оказавшегося в заложниках у чеченских бандитов во время правления в этой республике Аслана Масхадова. Как рассказывал мне Залиашвили, его похитители полагали,

что, взяв его в заложники, не совершили греха. Христианин должен платить дань мусульманам, и тогда он находится под их покровительством. Грузины же не платят дань мусульманам и, следовательно, не могут рассчитывать на защиту.

«Бандиты приводили ко мне своих детей, и я учил их рисовать, прикованный наручниками к батарее. При этом родители очень беспокоились, чтобы я не учил их детей рисовать людей, так как это запрещает ислам. Или зайдет в гости сосед, осмотрит меня, как вещь, вежливо спросит хозяев: «Ну что, еще сидит?» — и начинает пить чай, уже забыв обо мне», — рассказывал Залиашвили.

В том, что так называемое римское право глубоко чуждо чеченскому народу, убеждал меня в 1996 году тогдашний министр иностранных дел Чечни Мовлади Удугов. Он утверждал, что для формирования законодательства чеченцам нужна такая база, которая принимается народом, а это ислам. В противном случае, по его мнению, появится вооруженная масса неуправляемых людей, которая создаст много проблем для всех.

Так что, как это ни печально звучит, западные демократические институты оказались малоэффективными не только в Чечне, но и других мусульманских регионах СНГ. И, следовательно, нам еще не раз придется столкнуться с «богобоязненными» мусульманскими уголовниками.

Игорь Ротарь

Источник: rosbalt.ru


Читайте также:

Добавить комментарий