Дубай стал третьей по счету столицей в мире, после Москвы и Пекина, которую в очередной раз посетил Александр Лукашенко за 20 лет своего правления. И уж точно, что столица Объединенных Арабских Эмиратов стала единственной, где белорусский правитель смог провести аж целых десять суток. А вот для западных столиц, уже вот который год, он остается persona non grata, по известным причинам.

Так что десятисуточный визит, позже названный и рабочим, и кратким отдыхом, продолжает оставаться в фокусе внимания многих. И уже не столько в самой Белоруссии, сколько у партнеров и союзников правящего в ней режима. Особенно их интерес дразнят прошедшие в Дубае встречи Лукашенко известные и, надо полагать, неизвестные. А такие все же могли быть. И судя по наличию в сопровождавшей правителя свите, темы бесед касались не только желанных инвестиций и военно-технического сотрудничества, требующих тишины, то есть непубличности. 

Судя по всему, судьбоносной для минских геостратегов является тема диверсификации источников нефтегазовых энергоресурсов. Одним из них рассматривается и регион, где недавно побывала многочисленная белорусская делегация с неограниченными полномочиями. 

Стоит напомнить, что накануне приезда Лукашенко с этой делегацией, нежданно-негаданно для многих, этот регион аж трижды за три последних месяца посещал глава белорусского МИД. В некоторых СМИ появились разные версии по этому поводу. В частности, в Delfi упоминалось о возможном интересе Минска к иракской нефти с помощью турецкого транзита для нефтепровода «Одесса-Броды». 

А дабы, Бог знает кого, ввести в нужное русло понимания и отвлечь от истинных целей появления столь важного чиновника из Минска в нефтересурсном Курдистане с нефтепроводами «Киркук-Джейхан» и «Киркук-Юмурталык», в некоторых белорусских СМИ, причем негосударственных, появилась определенная информация неизвестных авторов. В ней буквально открыто навязывалось мнение, что никаких совместных нефтяных проектов у Белоруссии ни с иракским Курдистаном, ни с Ираком в целом реализовать не получится. Поэтому причины возросшей активности белорусского МИД в иракском направлении, следует искать, якобы, не в этой сфере. Такие рекомендации «с ушами» минских геостратегов вызвали лишь обратный эффект у наблюдателей. Тогда вдобавок как-то вкратце был упомянут и такой важный проект, как газопровод «Ирак-Турция». 

Как известно, еще пять лет тому назад, в октябре 2009 года., в ходе заседания объединенного кабинета министров Турции и Ирака был подписан Меморандум о транспортировке иракского природного газа в Европу через территорию Турции. Нынешний президент Турции Реджеп Эрдоган, бывший тогда главой кабинета министров, продолжает настойчиво реализовывать свой стратегический план неосманистского переформатирования страны. А также превращения Турции в крупного транзитера энергоресурсов в Европу. 

Очевидно, что такой транзитер-конкурент должен настораживать газпромовскую Россию. А недавнее одновременное появление Эрдогана в Риге и информации официальных лиц в белорусских СМИ, что его ждут и в Минске, вполне могли возбудить подозрения Кремля к неким намерениям, как турецкого, так и белорусского президентов. Ведь в адрес белорусского гостя во время встречи в Анкаре в 2010 году Эрдоган публично обмолвился об их схожести как политиков. И в ответ мгновенно получил от Лукашенко предложение о стратегическом партнерстве. 

Предвестником начала особых отношений между двумя странами можно считать появление весной 2013 года в Минске тогдашнего главы МИД, а сегодня премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу. Тогда об этом визите конкретной информации было не много. Но спустя несколько месяцев внешнеполитическая активность турок проявилась и в их присоединении к проекту курсирования поезда комбинированного транспорта «Викинг». Интерес к этому проекту проявил также Азербайджан со своими нефтяными и финансовыми ресурсами. Не лишним будет напомнить и то, что Баку с Минском продолжают оставаться в евросоюзном «Восточном партнерстве».

Как известно, транспортный коридор «Викинг» проходит через Украину, Белоруссию и Литву, объединяя цепь морских контейнерных и контрейлерных линий Балтийского региона с аналогичной системой Черного, Средиземного и Каспийских морей. К данному транспортному коридору, как пример стремления ряда стран добиться снижения зависимости от России, можно добавить и нефтепровод «Одесса-Броды». Этот проект продолжает будоражить умы участников проекта «Викинг». И свои амбиции играть чуть ли не центральную роль в такого рода связях, как по горизонтальным линиям Восток-Запад, так и вертикальным Юг-Север, официальный Минск не скрывает. Особенно с учетом нынешней войны в Украине, когда самым надежным стал считаться белорусский транзит. 

Именно так можно было понять слова Лукашенко, сказанные им при назначении нового руководителя Государственного таможенного комитета Белоруссии. Для более полной картины, складывающейся в регионе, к этому мнению Лукашенко остается лишь добавить слова премьер-министра Литвы Альгирдаса Буткявичюса. Выступая на 10-ом Литовско-белорусском экономическом форуме в Могилеве он заявил, что терминал сжиженного природного газа (СПГ) в Литве может обеспечить не только Балтийские страны, но и другие суверенные государства. Не секрет, что Белоруссия еще в 2010-2011 годах интересовалась возможностью поставлять газ через Клайпедский терминал. 

Белорусские чиновники не скрывают заинтересованности Минска в усилении сотрудничества с железнодорожными администрациями Литвы и Латвии. По их оценкам, транзитный железнодорожный маршрут в направлении балтийский морских портов должен быть более выгодным, чем маршрут через Санкт-Петербург. При этом, Евразийский экономический союз такие чиновники стараются не упоминать.

Не исключено, что очередные интересные заявления насчет места суверенной Белоруссии в посткрымском мире могут прозвучать и на предстоящем Польско-белорусском экономическом форуме.

Как сообщают польские СМИ, в ближайшее время Польша может получить финансирование от Евросоюза для строительства нового газопровода между Польшей и Литвой. Пока руководство ЕС проводит необходимые консультации, и если решение будет положительным, Польша получит триста миллионов евро для реализации проекта.

По предоставленным подсчетам экспертов, в течение нескольких лет правительство Польши будет стараться сократить потребление газа из РФ примерно на 15%. Кроме этого, ЕС уже выделил 650 миллионов евро на уменьшение так называемой газовой зависимости от России. Так что стратегическое мышление правителя, в рабочем кабинете которого стоит огромный глобус, вынуждено уже сегодня учитывать и такие перспективы для своей транзитной Белоруссии. Поэтому, видимо, во время нынешнего «отдыха» Лукашенко в ОАЭ и были определены, как заверяют официальные источники, условия привлечения средств Фонда развития Абу-Даби для реализации в Белоруссии долгосрочных инфраструктурных проектов. 

По мнению зависимых и независимых экспертов, такие проекты должны затронуть и развитие транспортных коммуникаций в нефтегазовых сферах. В том числе таких проектов, как «Викинг», и нефтепровода «Одесса-Броды», который планируют реанимировать до польского Плоцка. В этом уже сегодня должен, куда больше, чем раньше быть заинтересован Евросоюз, где один из ключевых постов занял Дональд Туск — убежденный сторонник единой Европы и жесткой политики в отношении Москвы по украинскому кризису. Как известно, он также является инициатором новой стратегии энергетической безопасности Европы. 

Насколько арабские энергоресрусы смогу гармонизироваться с этой стратегией, пока сказать однозначно нельзя. Ведь Россия продолжает оставаться монополистом в поставках энергоресрурсов для Европы. Как и Белоруссия видным транзитером их туда же. Существуют и амбиции ее руководителя хоть как-то снизить тотальную энергозависимость от Москвы. Сегодня они также проявляются в развитии отношений с богатыми нефтяными и финансовыми ресурсами ОАЭ. 

Только военно-техническое сотрудничество, которое пытается компетентно продвигать нынешний посол и бывший первый замглавы Государственного военно-промышленного комитета Роман Головченко, сегодня в двусторонних отношениях уже недостаточно. 

Появление Лукашенко в Дубае во время проведения там Всемирного экономического исламского форума вряд ли было случайным совпадением. Как и полное молчание об этом в государственных СМИ Белоруссии, что отнюдь не свидетельствует об отсутствии важных встреч в это время белорусского VIP- туриста. Просто его подданным, иронизирующим по поводу «туристического отдыха» своего правителя с многочисленной свитой, просто не дано знать о прошедших всех встречах в Дубае.

По некоторым данным, серия двусторонних экономических форумов, прошедших и предстоящих с некоторыми странами-членами ЕС, должна увенчаться солидными и заманчивыми предложениями Минска по развитию долгосрочных инфраструктурных проектов. Планируется, что их услышат в следующем году участники Рижского саммита участников евросоюзного «Восточного партнерства». И подкрепить солидность этих предложений, чтобы, образно говоря, одеть «викинга» в верблюжью шкуру, должны итоги конфиденциальных встреч Лукашенко в Дубае. 

Похоже, в этой шкуре белорусский правитель и намерен появиться в Европе с которой отношения «теплеют» день за днем. Тем временем, в европейских столицах пока не все увидели значение прошедших встреч Лукашенко в Дубае. А ведь на них, насколько известно, говорили об условиях привлечения средств Фонда развития Абу-Даби, некоторых других источников для реализации в Белоруссии долгосрочных инфраструктурных проектов. В этом, как представляется, и заключается новизна отношений между Белоруссией и ОАЭ, которую Лукашенко обещает всем уже в среднесрочной перспективе.

Читать далее: http://inosmi.ru/sngbaltia/20141113/224242289.html#ixzz3IwxaqtPN 
Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook

Роман Яковлевский

Источник: inosmi.ru


Читайте также:

Добавить комментарий