Слухи о неизбежности серьезной либерализации российской экономики стали активно обсуждаться в Москве приблизительно с первых чисел ноября. Вначале речь шла о всеобъемлющей либерализации, включая и политическую сферу. Но в нынешних условиях в это отказались верить даже представители российской политической элиты с их конспирологическим сознанием. После этого слух «сузился» до возможного принятия Владимиром Путиным решения об «откручивании гаек» только лишь в экономике.

Речь идет об отмене большей части разрешительных и контрольных функций государственных органов и возвращении реальной свободы предпринимательства. Но без всяких политических заигрываний с либералами в смысле возвращения в полной мере и политических свобод. Они напротив, и это ясно из «антитеррористического» выступления Владимира Путина на последнем заседании Совета безопасности РФ, будут последовательно свертываться или, как минимум, консервироваться в их нынешнем виде.

По словам источника «Росбалта», близкого к администрации президента, обсуждение либерализационных экономических мер действительно происходит. Как в случае с Крымом, после того, как политическое решение принято, руководство страны готово доверить экономистам выправление той ситуации, которая есть, (оставаясь в жестких политических рамках).

Обсуждаются достаточно открыто и персоналии, поскольку понятно, что правительство в нынешнем составе такие радикальные меры проводить не станет. На слуху, разумеется, имя Алексея Кудрина. Экс-министр финансов остается одним из наиболее признанных (самим Кремлем, разумеется) либеральных экономистов. Однако ходят слухи, что многие в окружении Владимира Путина полагают, что Кудрин слишком далеко ушел по пути не столько экономической, сколько политической оппозиционности. Так что бывшего «лучшего министра финансов Восточной Европы» могут и не позвать обратно во власть, несмотря на то, что он на последнем Гражданском форуме, как считают многие аналитики, недвусмысленно демонстрировал готовность вновь поработать в правительстве.

Есть и сценарий возвращения в правительство Татьяны Голиковой. В отличие от того же Кудрина, она, как минимум, не претендует на пост именно премьер-министра и может удовольствоваться креслом его первого заместителя. Впрочем, большой надобности в этом, как полагает источник «Росбалта», близкий к правительству, сейчас нет. На своем нынешнем посту во главе Счетной палаты бывшая глава Минздрава не менее нужна. Тем более, что именно сейчас идут скандалы вокруг больниц, закрываемых или объединяемых по планам, разработанным при Голиковой. Так что и ее возвращение в Белый дом маловероятно.

Звучат, разумеется, и более неожиданные имена из числа «старых» соратников Владимира Путина. Однако ходят слухи, что президент, как обычно, постарается всех удивить. Если реформа реально задумана, а не является только пиаровской подготовкой к очередному посланию президента к Федеральному собранию, то, скорее всего, главой правительства останется Дмитрий Медведев, а в его команду вольется несколько экономистов-теоретиков, а также действующих бизнесменов-лоббистов, как это было в свое время в начале 1990-х годов. Вопреки тому, что говорят об этом периоде сегодня, и в Белом доме, и в Кремле многие с тех пор слабо изменили свои подходы к управлению государством.

Впрочем, не исключен и вариант имитационной информационной кампании, которую проводит Кремль накануне послания президента. Такое уже бывало, когда шла массированная информационная подготовка, чиновники попутно пытались подставить друг друга, запустить слух о возможной отставке (как это происходит сейчас, например, с Владиславом Сурковым), а в итоге слухи оставались только слухами. Если какая-то часть из них потом и реализовывалась, то отнюдь не непосредственно через послание президента, которое, как не устают напоминать в Кремле, является стратегическим документом. Практические решения принимаются позднее, в соответствии уже с конкретными поручениями главы государства.

Иван Преображенский

Источник: rosbalt.ru


Читайте также:

Добавить комментарий