Сообщество профессиональных предсказателей нефтяных цен всегда ошибается. Ошиблось и в этот раз. Цена в $80 за баррель вовсе не оказалась тем минимумом, ниже которого нефть якобы опуститься никак не может. Смогла. Уже неделю англосаксонская Brent и российская Urals сваливаются в отдельные моменты до $76-77, а авторитетные экспертные структуры начали допускать ранее казавшееся им невероятным – что к январю цена может съехать и до $65.
27 ноября члены ОПЕК устроят в Вене сход и теоретически могут попытаться лечь костьми – условиться о снижении квот и создании искусственного нефтяного дефицита. Не будем исключать и этого. Но, по многим признакам, главный член ОПЕК, Саудовская Аравия, костьми ложиться не собирается и подает сигналы, что пока нефть дороже $70, жить вполне можно. А без саудитов урезание нефтяных поставок на мировой рынок просто исключено. Как-никак, «энергетическая сверхдержава». Даже если какая-нибудь Венесуэла вообще перестанет экспортировать свою нефть, все потери от этого будут мгновенно компенсированы отвинчиванием кранов на саудовских нефтепромыслах.
Следовательно, шестидесятидолларовая нефть в 2015-м не то чтобы очень вероятна, однако и не совсем исключена. Вы спросите: почему именно шестидесятидолларовая, а не пятидесяти- или сорокадолларовая? Если честно, то сам не знаю. Просто, по общему мнению знатоков, $60 за баррель – это предельно дешевая нефть. Так что это уже не просто цена, а метафора того кошмара и ужаса, который якобы грозит всем странам-нефтеторговцам, привыкшим беззаботно жировать при $108-111 за баррель. Такими были среднегодовые цены в 2011-м — 2013-м. В нынешнем ожидается $100 или чуть меньше. Ведь по-настоящему нефть покатилась вниз только осенью.
Однако выключим страсти. В мире всего две «энергетические сверхдержавы» – Россия и Саудовская Аравия, главные конкуренты на мировом энергорынке и главные же на нем поставщики. Совместно они обеспечивают почти 30% мировых продаж нефти, газа и прочих энерготоваров. В последнем благополучном (в ценовом смысле) году, 2013-м, российский экспорт энергоносителей принес около $350 млрд, саудовский почти ровно столько же – $340 млрд.
Давайте вообразим устойчивое падение нефтяной цены до вышеупомянутых $60 за баррель и прикинем, какой из двух «энергетических сверхдержав» придется солонее.
Сразу предупреждаю, что прикидка будет очень грубой. Но не грубее, чем любые прочие, пересочиняемые авторитетными экспертными структурами уже не ежемесячно, а кажется, еженедельно. И вряд ли она будет менее точна, чем так называемый «стрессовый сценарий» на 2015 год нашего Центробанка, в который заложены те же $60, а остальные подробности от широкой публики благоразумно скрыты (за исключением прогноза падения ВВП – на 4%).
Итак. Если нефть устойчиво подешевеет до $60, то примерно в той же пропорции упадут цены на остальные энергоносители, хотя и с разной скоростью. В итоге ежегодные потери российской экспортной выручки составят $150 млрд по сравнению с 2013-м годом — вместо тогдашних $350 млрд будет $200 млрд. Чтобы не усложнять рассуждений, предположим, что и Саудовская Аравия потеряет те же полтораста миллиардов.
А теперь сравним, кому легче будет сэкономить эту сумму. Напомню, что за точку отсчета берем 2013 год, а сами наши вычисления производим в долларах по текущему обменному курсу.
Сальдо счета текущих операций (в первую очередь, это балансы торговли товарами и услугами) у саудитов в 2013-м составило +$132 млрд, а у россиян — +$32 млрд. У Саудовской Аравии профицит счета текущих операций сравним с величиной потенциальных экспортных потерь, а у нас — совершенно несопоставим. Попросту говоря, саудитов падение экспортной выручки вовсе не обязывает к резкому сокращению ввоза импортных товаров, балансы у них и без того кое-как сойдутся, а для россиян такое сокращение станет неизбежным.
Впрочем, есть и другие способы экономить. Например, поджать бюджетные расходы. С той разницей, что саудитам для начала достаточно будет просто уменьшить свой гигантский бюджетный профицит — сейчас он составляет $45 млрд (6,2% ВВП). У России этого ресурса больше нет, поскольку уже в 2013-м федеральный бюджет свели с дефицитом в $10 млрд (-0,5% ВВП). Так что придется пускать под нож расходные статьи, а также, возможно, еще и затыкать растущую дыру в бюджете за счет печатанья денег. Причем стартовые условия для эмиссии у нас куда хуже, чем у саудитов. Инфляция в СА 2013-м была только 3,7%, а в РФ (по официальным заниженным подсчетам) – 6,5%.
Что же касается бюджетной экономии, то одна из саудовских расходных статей прямо-таки просится под нож. Военные расходы этой страны достигли (по оценке стокгольмского SIPRI) совершенно безумных $67 млрд (9,3% ВВП). Стоит сократить закупки западной техники — и будут запросто сэкономлены десятки миллиардов. Полные российские военные траты (по прикидкам того же SIPRI) достигли $88 млрд (4,2% ВВП) и продолжают стремительно увеличиваться. Чтобы в наших руководящих умах укоренилась мысль, что пора хотя бы прекратить их рост, в них должна произойти подлинная интеллектуальная революция. Так что всю силу удара от нефтяной дешевизны примут на себя социальные траты.
Не забудем, что уменьшение экспортных доходов не освобождает от оплаты внешних долгов. У Саудовской Аравии они на начало этого года составляли $149 млрд (20% ВВП), а у России — $729 млрд (35% ВВП). Саудиты и тут в явном выигрыше, даже если забыть о том, что российским должникам из-за санкций еще и гораздо труднее переодалживать деньги на Западе.
Наконец, последний источник средств для затыкания дыр – золотовалютные резервы. У Саудовской Аравии к началу 2014-го они достигали $740 млрд (103% ВВП), а у России — $510 млрд (24% ВВП). Можно даже не добавлять, что к сегодняшнему дню они стали у нас значительно меньше. Сравнение и без того получается выразительное.
Исходя из всего вышесказанного, неудивительно, что шестидесятидолларовая и уж тем более семидесятидолларовая нефть Саудовскую Аравию вовсе не пугает. В случае чего, она довольно легко сведет концы с концами, и уж катастрофой для нее это точно не станет.
Поэтому саудиты довольно уверенно ведут сейчас игру на понижение нефтяной цены. Они надеются таким путем отстоять и расширить свои рынки, разорить бездарных конкурентов венесуэльского типа, а также замедлить ход сланцевой революции. Возможно, даже по простоте душевной грезят о том, чтобы повернуть ее вспять — хотя это уже никому не под силу. Но, так или иначе, введение нефти в коридор $60-80 – это для них реалистичный и не слишком опасный способ решить свои проблемы на несколько лет вперед.
Саудовская Аравия делает ход конем, и это оказывается полным сюрпризом для наших государственных стратегов. У российской экономики сейчас даже и близко нет такого запаса прочности. В эпоху дешевеющей нефти наша держава входит абсолютно неподготовленной и ведомой руководителями, охваченными ложной и неисполнимой надеждой удержать страну на плаву, запродав ее природные богатства Китаю.
Сергей Шелин
Источник: rosbalt.ru