В неравную схватку с властями вступил генеральный директор башкирского госпредприятия «Башавтотранс» Алексей Клуг, сделав опрометчивое заявление о «бамбуковых» автобусах «КамазМарко», которые выпускает завод «НефАЗ», входящий в группу «КАМАЗ».
В то время когда правительство Башкирии пытается наладить взаимоотношения с «КАМАЗом» и помочь развитию нефтекамского автозавода, Алексей Клуг непродуманной болтовней на заседании Общественной палаты РБ о том, что автобусы «НефАЗа» полностью собраны из иностранных комплектующих, перечеркивает все эти усилия.
И надо же так случиться, что буквального за несколько дней до того, как у гендиректора «Башавтотранса» развязался язык, президент РБ Рустэм Хамитов через газету «КоммерчантЪ» поздравил с 57-летием генерального директора OAO «КАМАЗ» и руководителя объединения автопроизводителей России Сергея Когогина, где поблагодарил его за вклад в экономику республики и изготовление 100 автобусов марки «КамазМарко».
И тут, неожиданно, руководитель не коммерческой автоконторы, а государственного автопредприятия, которое живет на дотации из государственного бюджета, вдруг заявляет, что автобусы, собранные на принадлежащем «КамАЗу» «НефАЗе» не годятся для башкирских дорог, да и вообще собраны из бамбука.
— Неплохой автобус, но проблема в том, что 99,9 % — импортные комплектующие. Там даже маска передняя и задняя – китайские пластмассовые. То есть если кокнется, ее надо заказывать, — рассказал Алексей Клуг членам общественной палаты РБ, объясняя почему госпредприятие не закупает произведенные на территории республики автобусы «КамазМарко». — И еще там в чем проблема: у него пол – прессованный бамбук.
Это заявление вызвало возмущение в группе «КамАЗ», где заявления главы «Башавтотранса» назвали «фантазиями» и пообещали обратиться в суд за защитой деловой репутации.
— К сожалению, руководитель ГУП «Башавтотранс» вводит общественность в заблуждение в отношении наших автобусов «КамазМарко», — рассказал руководитель пресс-службы ОАО «КамАЗ» Олег Афанасьев. — Степень локализации нашего автобуса в РФ – 90 процентов, к тому же сформирован гарантийный фонд запасных частей. Все производные изготавливаются вовсе не в Китае, и даже не где-то в России, а в Нефтекамске. Передняя и задняя маска вот уж год как изготавливаются на отечественных предприятиях. С весны этого года основной объем пластика размещен на предприятии «Автопластик» в Нефтекамске, где изготавливаются в том числе и маски для нефтекамского автобуса. Пол автобусов «Марко Поло» производится из березовой фанеры с влагозащитным покрытием, а сверху установлен автолин производства нефтекамского «Искожа».
Большей подставы президенту РБ Рустэму Хамитову от своего подчиненного, которого «он сам пригласил на высокий пост в качестве эффективного топ-менеджера», трудно было ожидать.
Правительство страны поставило регионам задачу развивать и поддерживать местную промышленность, а тут вдруг в Башкирии устами гендиректора госпредприятия, казалось бы, обязанного эксплуатировать продукцию местного автопрома, заявляется, что продукция эта, мягко говоря, не лучшего качества.
У группы «КамАЗа» могут быть серьезные обиды на руководство республики: все собранные на «НефАЗе» современные отечественные автобусы покупают власти соседних с Башкортостаном регионов, где «понимают важность обеспечения перевозок населения качественным автотранспортом». А Башкирия, на территории которой находится производство и в казну которой перечисляются налоги, предпочитает материально поддерживать Нижегородскую область. Как это теперь объяснить Сергею Когогину, большой вопрос.
В сложной для страны экономической обстановке для башкирских властей благополучная работа «НефАЗа» крайне необходима. Занятость городского населения, показатели промышленного производства, развитие автопрома, импортозамещение, собираемость налогов в реальном секторе экономики – все эти показатели важны для оценки работы региона на высшем государственном уровне и уверенности в социальном спокойствии населения.
Но, как рассказал членам Общественной палаты РБ Алексей Клуг, павловские автобусы больше подходят для непроходимых башкирских дорог. Это дилетантское заявление вызвало недоумение у всех специалистов отрасли: движение пассажирского автотранспорта по плохому покрытию запрещено, а маршруты не открывают в «труднопроходимых местах».
Кроме того, если допустить, что Алексей Клуг «эффективный топ-менеджер», то он должен понимать, что покупка современных автобусов позволило бы оптимизировать затраты автопредприятия, о котором он так печется. «ПАЗ» потребует капитального ремонта уже после 120 тысяч пробега, а нефтекамский автобус – лишь после 600 тысяч. То есть, если «ПАЗ» износится за год, то «КамазМарко» будет бегать без вложений в ремонт четыре года. И очевидно, что в эксплуатации «ПАЗик» обходится в разы дороже, при том, что ежедневные эксплуатационные расходы одинаковы для обоих транспортных средств. Но возможно, эффективные топ-менеджеры покупают «ПАЗы» не для эксплуатации, а для ремонта? Это же какое широкое поле для закупок запчастей, которые, как и павловские автобусы, могут оказаться в разы дороже, чем на рынке!
Всем известно, что производитель при покупке большой партии автобусов дает скидку до 20 процентов, а башкирскому государственному автопредприятию Павловский автозавод почему-то продает транспортные средства почти на 200 тысяч дороже каждый – за 1 млн 501 тысячу при рыночной стоимости в 1 млн 300 тысяч. То есть уже потрачено 150 миллионов рублей, которые могли бы поддержать нефтекамское производство! В октябре УФАС остановило закупку еще одной партии 110 «ПАЗов», цена которой возросла до 175 миллионов. По необъяснимой причине стоимость каждого транспортного средства за несколько месяцев между закупками выросла почти на 100 тысяч. Думается, что на эти деньги «КамАЗ» предоставил не только бы скидку на качественные и разработанные для эксплуатации общественного транспорта автобусы, но и устроил бесплатное гарантийное обслуживание.
— Купил бы дешевле, но рынок диктует свои условия, — так объяснил неэффективную трату государственных средств Алексей Клуг на заседании общественной палаты РБ.
Понятно, что ни интересы республики, ни интересы пассажиров, ни уж тем более развитие предприятия, которое он по недоразумению возглавляет, не волнуют человека, в руки которого попало управление такими деньгами.
Сегодня сделкой по покупке «золотых» «ПАЗов» уже занимаются правоохранители.
Алексей Митрофанов
Источник: maidanrb.blogspot.ru