Закон о контрактной системе не привел к повышению эффективности госзакупок. Более того экономия расходования бюджетных средств, направляемых на закупки для государственных и муниципальных нужд, с начала года, когда заработал новый закон, снизилась вдвое. К такому выводу пришла Счетная палата под председательством Татьяны Голиковой.
Мониторинг эффективности использования бюджетных средств, направляемых на госзакупки, проводился на основании информации, представленной Минэкономразвития, Федеральным казначейством, ФАС, ОНФ и другими. Он показал, что цели, которые были поставлены перед новым законодательством в сфере закупок, пока не достигнуты.
«Относительная экономия бюджетных средств по результатам осуществления закупок составила всего 4%, что практически в два раза ниже аналогичного периода 2013 года», — подчеркнул аудитор Максим Рохмистров.
По мнению специалистов, снижение уровня экономии бюджетных средств может быть связано как с более внимательным подходом заказчиков к обоснованию начальных (максимальных) цен контрактов, то есть определением стартовой цены закупки, наиболее приближенной к сложившейся на рынке, так и с невысоким уровнем конкуренции на торгах.
Прозрачность закупок пока остается на низком уровне. «До настоящего времени срок запуска единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) не определен», — отметил Рохмистров. Работа по обеспечению создания ЕИС была начата в 2013 году. В рамках соответствующего госконтракта Минэкономразвития были разработаны и приняты концепция и техническое задание на создание ЕИС как новой системы. Однако в течение 9 месяцев 2014 года эти результаты не использовались.
В конце сентября 2014 года в соответствии с постановлением правительства функционал по созданию и развитию ЕИС был передан от Минэкономразвития Федеральному казначейству. Также было принято решение, что ЕИС будет создаваться на базе аппаратно-программного комплекса официального сайта zakupki.gov.ru, что, по мнению аудитора, ставит под сомнение возможность использования ранее разработанного технического задания на ее создание.
Помимо этого, не внедрена система планирования и обоснования закупок. Статьи, регулирующие этап планирования закупок и их обоснования, вступают в силу с 1 января. Однако, учитывая что план закупок формируется заказчиком в процессе составления проекта бюджета, полноценное планирование может начаться только для закупок, намеченных на 2016 год.
Аудитор также обратил внимание на большое количество нарушений законодательства. С начала года Счетная палата выявила порядка 400 нарушений закона о закупках (как процедурного, так и финансового характера) на общую сумму около 112 млрд рублей. При этом основная часть нарушений касается закупок, проведенных в 2013 году, а также контрактов, заключенных в 2014 году по переходным положениям нового закона о контрактной системе.
Также в рамках мониторинга выяснилось, что в этом году четыре госконтракта на общую сумму более 10 млрд рублей были заключены с организациями, которые в той или иной степени контролируются юрлицами, зарегистрированными в иностранных юрисдикциях. «При этом в законодательстве до настоящего времени отсутствуют нормы, ограничивающие участие в государственных закупках офшорных компаний», — заявил Рохмистров.
Результаты проведенного анализа также свидетельствуют об отсутствии положительной динамики по уменьшению нарушений законодательства о закупках, выявляемых другими контрольными органами. Так, 280 нарушений выявил Росфиннадзор, 189 нарушений — Рособоронзаказ, ФАС России по результатам плановых и внеплановых проверок выявляет нарушения в 58,5% закупок, осуществляемых по новому законодательству.
Позиция Минэкономразвития
Директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов, комментируя доклад СП, заявил «Интерфаксу», что контрактная система не формируется одномоментно. «Законом предусмотрено поэтапное функционирование различных положений. Часть этапов будут введены в 2016 году, окончательное вступление в силу новой структуры контрактной системы запланировано на 2017 год», — сказал он.
«Полагаем, что ожидать весьма существенных результатов за девять месяцев вступления в силу законодательства преждевременно. Тем не менее, одним их самых существенных результатов по итогам работы нового законодательства стало то, что закупки у единственного поставщика в рублевом выражении сократились более чем в 2 раза. Существенно возросло количество конкурентных способов определения поставщиков. Это важнейшие изменения, которые, например, при действующем ранее законе достичь было практически невозможно», — отметил Чемерисов.
По его словам, сокращение экономии в процентном выражение «связано не с тем, что организации стали менее эффективно закупать, а с тем, что более эффективно стали обосновывать начальную максимальную цену», а к тем поставщикам, которые необоснованно снижают цену, стали применяться антидемпинговые меры. «Это снижение мы считаем совершенно нормальным. Напротив, противоестественным является снижение цен контрактов более чем на 10%, на 15% или на 20%, то есть это говорит о том, что стартовая цена, с которой закупка началась, была не реалистична», — считает он.
«Мы со своей стороны пока не видим каких-то тревожных тенденций, которые говорили бы о том, что проект создания контрактной системы не дает нужного результата, он уже движется в правильном направлении, уже наметились ярко выраженные положительные тенденции, а в полном объеме можно будет говорить об эффективности системы только тогда, когда все ее положения вступят в силу», — озвучил он позицию Минэкономразвития.
Источник: interfax.ru