Продолжаем рассматривать большую тему — изменения в транспортной системе. В прошлом выпуске речь шла об инвестициях в основные фонды транспорта и связи. Теперь поговорим о протяженности дорог в России.

Протяженность путей сообщения железнодорожного и водного транспорта за годы реформ уменьшилась. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования сократилась более чем на 1 тыс. км, а всех железнодорожных путей — на 39 тыс. км.

Протяженность внутренних водных судоходных путей к 1995 г. сократилась почти на 18,5 тыс. км, или на 20%, но к 2010 г. общая протяженность водных путей была почти восстановлена. Сильно уменьшилась протяженность обустроенных водных путей, т.е. тех, на которых установлены устройства, обеспечивающие безопасность судоходства (бакены, створы и пр.). Так, длина путей, оснащенных знаками судоходности, в начале 2010-х гг. оказалась меньше в 1,3 раза, чем была в 1970-е гг.

По данным Минтранса РФ 2012 г., серьезной проблемой является снижение уровня безопасности судоходных гидротехнических сооружений из-за ухудшения их технического состояния: почти 80% из них эксплуатируется 50–70 лет и более, только 17% сооружений, подлежащих декларированию, имеют нормативный уровень безопасности. Технический флот государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства изношен на 85%.

Другие пути сообщений если и не сократились, то существенно замедлили темпы своего роста. Если за 1970–1990 гг. длина автомобильных дорог с твердым покрытием выросла в 2,5 раза, то за 1991–2010 гг. — только в 1,2 раза. За 20 лет до реформы длина путей метрополитена выросла в 1,9 раза, а за 20 лет реформ — в 1,4 раза, магистральных трубопроводов — в 7,1 и в 1,1 раза, троллейбусных линий — в 2,2 и в 1,1 раза соответственно.

Напомним, мы уже писали о динамике дорожного строительства последних лет. Приведем данные об изменениях протяженности всех российских автодорог:

 Протяженность автодорог стабильно росла в РСФСР и РФ с 1978 г. по 1994 г. В последующие десять лет (1995–2005 гг.) она сократилась на 87 тыс. км.

Затем были изменены методики учета автодорог. В результате объявленные объемы строительства не могут объяснить «скачок» после 2006 г.

Например, за 2006–2010 гг. было введено в действие 14,8 тыс. км автодорог с твердым покрытием, а протяженность таких дорог за эти же годы увеличилась на 62 тыс. км. Другими словами, некоторые автодороги из ранее выбывших были признаны пригодными к эксплуатации, и какая-то часть их была переквалифицирована в дороги с твердым покрытием, ранее таковыми не считавшимися.

К сожалению, в начале 2010-х гг. протяженность дорог продолжают быстро увеличивать пока лишь с помощью «методик подсчета». С 2010 г. в протяженность российских автодорог с твердым покрытием стали включать дороги местного значения, а с 2012 г. — и улицы.

 В результате за 2010–2012 гг. официально объявленная протяженность всех дорог увеличилась на 461 тыс. км, а построено было, например, только 8 тыс. км автодорог с твердым покрытием.

 Если же исключить из объявленной протяженности автодорог с твердым покрытием дороги местного значения (их начали учитывать с 2010 г.) и улицы (приняты в учет с 2012 г.), то наблюдаемая протяженность не выросла, а наоборот, сократилась на 155 тыс. км. По данным Росстата, в 2012 г. на долю грунтовых автодорог федерального, регионального или межмуниципального значения приходилось 7,7%, почти треть дорог имели гравийное, щебеночное и мостовое покрытие.

Отметим, что по данным Росавтодора, на 1 января 2010 г. 60,4% автомобильных дорог федерального значения не соответствовали нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, на 1 января 2012 г. — 61,3%.

По данным Минтранса РФ, на начало 2012 г. не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, связывающей все регионы России. Нормативным требованиям соответствуют лишь около 39% автомобильных дорог федерального значения.

В 2011 г. осевая нагрузка в 11,5 т обеспечивалась на участках федеральных дорог общей протяженностью 2613 км (5,2% от общей протяженности сети) при потребности в 22 тыс. км, нагрузка в 10 т — на 11,9 тыс. км (23,8% от общей протяженности сети) при потребности в 26 тыс. км.

Сохраняется низкий уровень развития дорожной сети в аграрных районах, а также в районах Крайнего Севера, Республике Саха (Якутия), Магаданской области, Чукотском автономном округе и др. Из-за отсутствия дорог с твердым покрытием более 10% населения (15 млн человек) в весенний и осенний периоды остаются отрезанными от транспортных коммуникаций.

Не имеют связи с сетью автомобильных дорог по дорогам с твердым покрытием 46,6 тыс. населенных пунктов, или 31% от общего числа (в 2012 г. — 28,3%). Из них 260 населенных пунктов имеют население более 1000 человек.

Не завершено формирование опорной сети дорог в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Федеральные автомобильные дороги исчерпали свою пропускную способность. С превышением нормативной загрузки эксплуатируется почти 27% протяженности сети.

Местная дорожная сеть развита недостаточно, поэтому значительная часть локальных перевозок производится по федеральным дорогам.

Ускорение автомобилизации страны пока не привело к соответствующему росту объемов строительства, реконструкции и ремонта дорожной сети, а ремонт автомобильных дорог в последние годы даже несколько сократился. По данным Минтранса РФ 2012 г., при увеличении за последние 10 лет протяженности автомобильных дорог общего пользования на 15% автомобильный парк вырос более чем в 1,7 раза.

Сергей Кара-Мурза, Александр Гражданкин

Источник: centero.ru


Читайте также:

Добавить комментарий