В свое время выдающийся русский историк, академик С.Ф.Платонов, изучая петровские реформы, совершенно верно указал, что гораздо легче систематически изложить реформы первого российского императора, нежели в стройной хронологической последовательности представить их постепенный ход. Однако, поскольку оба украинских президента не обладал даже самыми малыми талантами Петра I, мы изложим президентство этих двух «победителей» именно в хронологическом, но предельно кратком порядке.

Зима-весна 2005 г. — во внутренней политике эйфория, связанная с победой «Оранжевой революции» постепенно сменилась конфликтами между разнородными политическими группировками, способствовавшими его победе на президентских выборах. Впервые месяцы правления он полностью сменил всех глав 26 областных администраций и уволил с государственной службы более 18 тыс. управленцев. Одновременно органы прокуратуры стали в массовом порядке заводить уголовные дела на политических противников В.А.Ющенко, которых стали обвинять в сепаратизме, а его Правительство во главе с оранжевой принцессой Ю.В.Тимошенко декларирует начало широкой кампании по отмене приватизационных решений правительства В.Ф.Януковича. Во внешнеполитической сфере новый президент, напротив, получает восторженный прием в западных столицах и   руководство США и Евросоюза обещают признать Украину страной с рыночной экономикой. Одновременно в противовес СНГ и России на постсоветском пространстве возрождается организация ГУАМ в составе Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии. Тогда же понемногу стал разгораться новый конфликт с российским «Газпромом», руководство которого прямо обвинило украинские власти в пропаже российского газа из подземных газохранилищ на украинской территории.

Лето 2005 г. – президенту В.А.Ющенко пришлось вплотную заняться разборкой постоянных конфликтов между бывшими союзниками по «Оранжевой революции» и лично вмешаться в экономические решения правительства Ю.В.Тимошенко, которое, заявив о масштабной реприватизации, реально отменило только результаты крупного приватизационного конкурса по «Криворожстали». Однако никаких новых громких реприватизаций так и не последовало, а весь пафос «реформаторского  зуда» вылился во взаимную отставку двух непримиримых врагов – главы Правительства Ю.В.Тимошенко и главы СНБО П.А.Порошенко, которая последовала в начале сентября 2005 г.

Осень-зима 2005 г. — чтобы обеспечить утверждение кандидатуры нового премьер-министра Ю.И.Еханурова, который был первым заместителем в руководимом им правительстве, а затем стал главой Днепропетровской областной администрации, В.А.Ющенко вынужден был пойти на заключение меморандума со своим «кровным врагом», лидером «Партии регионов» В.Ф.Януковичем, который предусматривал целый комплекс соглашений, в том числе освобождение всех регионалов от уголовной ответственности. Между тем переговоры с «Газпромом» по ценам на российский газ зашли в тупик, поскольку Россия отказалась «субсидировать украинскую экономику». В результате в новый год 2006 г. Украина вошла с неподписанным газовым контрактом, что сразу ударило по всей ее экономике и финансам, особенно по  экспортным отраслям.

Зима 2006 г. – под давлением западных партнеров В.А.Ющенко в спешном порядке дает отмашку на заключение нового соглашения с «Газпромом» на его условиях, что вызвало новый политический кризис внутри страны. Его давние противники и бывшие союзники – фракции КПУ, СПУ, ПР и БЮТ быстро объединились Раде и приняли в парламенте Постановление «Об отставке правительства Ю.И.Еханурова». В.А.Ющенко пытался всячески сопротивляться мощному напору оппозиции и, в конце концов, путем тайного сговора с ПР действующий Кабинет Министров получил статус «временного правительства».

Весна — лето 2006 г. – в конце марта состоялись новые парламентские выборы, в которых приняли участие 45 политических партий, блоков и движений Согласно официальным результатам в Верховную Раду нового созыва прошли: «Партия регионов» (186 мандатов), «Блок Юлии Тимошенко» (129), Народный Союз «Наша Украина», который был предвыборным блоком самого В.А.Ющенко (81), Социалистическая партия Украины (33) и Коммунистическая партия Украины (21). С учетом этих обстоятельств начались переговоры о создании новой «оранжевой коалиции» между БЮТ, НСНУ и СПУ, которые шли не по программным вопросам, а в основном касались дележки властных портфелей. Летом 2006 г., когда стало ясно, что В.А.Ющенко и Ю.В.Тимошенко не поддержат кандидатуру А.А.Мороза на должность спикера Верховной Рады Украины, его СПУ перешла на сторону «Партии регионов» и КПУ, что привело к созданию так называемой «антикризисной коалиции». В этой ситуации В.А.Ющенко попытался «расширить» правительственную коалицию за счет «Нашей Украины», однако ему удалось сделать одну единственную вещь — убедить своих оппонентов подписать «Универсал национального единства», который позволит новому правительству продолжить президентскую линию во внешней и внутренней политике страны. Однако ему пришлось заплатить очень дорогую цену за этот «Универсал», поскольку в августе 2006 г. новым главой Кабинета Министров стал В.Ф.Янукович.  При этом вчерашняя соратница «оранжевого президента» мадам Ю.В.Тимошенко категорически отказалась ставить свою подпись под этим документом.

Осень-зима 2006 г. – многомесячные переговоры о «расширении» правительственной коалиции завершились полным провалом. Более того, премьер-министр В.Ф.Янукович, будучи с официальным визитом в Брюсселе,  сделал громкое заявления о неготовности его страны к вступлению в НАТО, что прямо противоречило всему президентскому курсу во внешней политике. Затем, в декабре 2006 г., при полной поддержке коммунистов и социалистов «Партия регионов» провела в Верховной Раде два постановления об отставках двух ключевых силовых министров, всегда входивших в президентскую номенклатуру — руководителей МИД Б.И.Тарасюка и МВД Ю.Н.Луценко. В благодарность за этот шаг, российское руководства пошло на встречу В.Ф.Януковичу в вопросе о цене на газ, что естественно вызвало резкое недовольство президента В.А.Ющенко, который понял, что теряет последние рычаги влияния на всю властную вертикаль. В этой ситуации он принял ряд кадровых решений, якобы способных, переломить ситуацию и укрепить его позиции во власти. В сентябре 2006 г. он назначил новым главой Президентского Секретариата бывшего министра МЧС В.И.Балогу, руководителем СНБУ — донецкого («оранжевого») миллиардера В.А.Гайдука и поручил первому заместителю своего Секретариата А.П.Яценюку курировать все силовые ведомства, особенно МВД, которое возглавил социалист В.П.Цушко.

Однако уже в январе 2007 г. депутаты «антикризисной коалиции» и фракции БЮТ, находившейся в особо жесткой оппозиции к президенту, смогли преодолеть его вето на закон «О Кабинете министров» и приняли закон «О парламентской оппозиции», что привело к резкому снижению влияния В.А.Ющенко на всю вертикаль исполнительной власти в центре и на местах. В этой ситуации в начале апреля он совершенно незаконно распустил Верховную Раду Украины и назначил на 27 мая новые парламентские выборы, что привело к резкому обострению перманентного политического кризиса в стране. В результате длительной политического торга досрочные парламентские выборы были назначены на 30 сентября 2007 г. На сей раз они проходили только по пропорциональной системе, в результате чего расклад сил еще больше изменился не в пользу президента В.А.Ющенко, поскольку 175 мест получила «Партия регионов»,  156 мест – «Блок Юлии Тимошенко», 72 мест – пропрезидентская «Наша Украина — Народная самооборона»,  27  мест – КПУ и 20  мест – «Блок Литвина». СПУ А.А.Мороза, которая всегда имела собственную фракцию в парламенте, в этот раз не смогла преодолеть избирательный барьер, поскольку сторонники социалистов не простили их лидеру бесконечный виляний и предательства «оранжевой коалиции». По итогам состоявшегося голосования начался длительный дележ парламентских и правительственных постов, по итогам которого новым главой Кабинета Министров опять стала Ю.В.Тимошенко, а спикером Верховной Рады В.М.Литвин.

Тем временем экономическая ситуация на Украине стала стремительно ухудшаться и уже осенью 2008 г. обозначились первые признаки системного экономического кризиса, который поразил всю мировую экономику, особенно самых развитых стран Азии, Европы и США. Хотя, еще в октябре 2008 г. В.А.Ющенко, назвав себя «очень  грамотным экономистом», убеждал граждан своей страны, что «мировой финансовый кризис не зацепит Украину». Между тем, по данным большинства социологических служб рейтинг президента составлял всего 3,5-4%. Поэтому в середине декабря 2008 г. премьер-министр Ю.В.Тимошенко призвала его немедленно подать в отставку. Именно на этом фоне началась новая «газовая война» между Россией и Украиной, которая приняла кране затяжной и опасный характер. В связи с этим обстоятельством уже в середине января 2009 г. лидеры двух парламентских фракции В.Ф.Янукович и П.Н.Симоненко выступили с требованием импичмента президента. А буквально на следующий день премьер Ю.В.Тимошенко заявила, что российско-украинские переговоры по поставкам газа сорваны по вине президента В.А.Ющенко. Более того, она частично раскрыла схему откатов в «Росукрэнерго», который возглавлял Д.В.Фирташ, а «крышивали» не только депутаты-миллионеры Б.А.Бойко и С.В.Левочкин, но и сам президент В.А.Ющенко.

В конце января 2009 г. Верховная Рада приняла специальное постановление, в котором прямо говорилось: «Признать, что президент своим бездействием в ситуации, сложившейся в финансово-кредитной сфере, взял на себя личную ответственность за резкое обесценение денежной единицы Украины, многочисленные спекуляции на валютном и ипотечном рынках, невыполнение коммерческими банками своих обязательств перед вкладчиками, существенные злоупотребления в процессе рефинансирования коммерческих банков, полное отсутствие контроля НБУ за коммерческими банками».

На волне фактического краха украинской экономики и катастрофического падения рейтинга самого В.А.Ющенко, которому не доверяли почти 88% респондентов, Верховная Рада Украины назначила новые президентские выборы на 25 октября 2009 г. Однако он сумел оспорить это решение через Конституционный Суд и новые президентские выборы были назначены на 17 января 2010 г. Вскоре после этого решения появился текст интервью президента В.А.Ющенко изданию «Коммерсант», в котором он, несмотря на свой крайне низкий рейтинг, патетически заявил о своем желании баллотироваться на второй срок, поскольку «вне зависимости от того, поймет меня нация или нет, я буду рассказывать о поколениях украинцев, замученных, и истерзанных…, поскольку я никогда не был и не буду хохлом, никогда не был малороссом и никогда им не буду».

Вообще следует особо подчеркнуть, что оголтелый украинский национализм и неприкрытая русофобия стали своеобразным лейтмотивом всего президентства господина В.Ю.Ющенко. Именно при нем во всех учебных заведениях страны было прекращено преподавание всех предметов на русском языке, школьные и вузовские библиотеки наполнены русофобскими учебниками по «Истории Украины», которые содержали фантастические бредни о «тысячелетней истории самостийной Украинской державы», о «великой цивилизации древних укров»,  о «многовековом москальском гнете» и тому подобной ахинеи. Более того, именно при В.А.Ющенко стали создаваться главные «национальные святыни» типа «Древнего Триполья», «Великой Конотопской  битвы» и «Сталинского Голодомора», и новые герои украинской истории – С.А.Бандера и Р.И.Шухевич, которым президентским указом было посмертно присвоено звание Героя Украины. Именно на этой, откровенно русофобской базе началось активное и очень агрессивное промывание мозгов подрастающего поколения юных украинцев, которые очень скоро дали свои чудовищные всходы.

До участия в новых президентских выборах ЦИК Украины допустил 18 кандидатов, из которых более половины были лидерами различных политических партий от самой «левой» КПУ во главе с П.Н.Симоненко до самой «правой» националистической «Свободы», лидером которой был О.Я.Тягнибок. Однако всем было очевидно, что основная борьба развернется между двумя самыми непримиримыми противниками – лидером «Партии регионов» В.Ф.Януковичем и премьер-министром страны, лидером Всероссийского движения «Батькивщина» Ю.В.Тимошенко. Новая президентская гонка, как и предыдущая кампания, изобиловала многочисленными скандалами, сливом разнообразного компромата, манипуляцией общественного мнения, которая щедро спонсировалась иностранными фондами и «гуманитарными грантами» и т.д. Все социологические службы изначально прогнозировали очень жесткую риторику со стороны парламентской оппозиции, поскольку лидер регионалов существенно опережал свою конкурентку, и уже на исходе первого тура голосования значительно вырвался вперед. По официальным данным ЦИК первый тур президентских выборов, состоявшийся 17 января 2010 г. закончился с такими результатами: за В.Ф.Януковича проголосовали почти 8,68 млн. (35,3%) избирателей, а за Ю.В.Тимошенко только 6,16 млн. (25,1%) человек. Причем совершенно неожиданно третье место в президентской гонке занял лидер «Трудовой партии» миллиардер С.Л.Тигипко, который получил более 3,2 млн. (13,1%) голосов. Действующий президент В.А.Ющенко, как и ожидалось, получил всего чуть более 1,3 млн. (5,5 %) голосов и с треском вылетел из второго тура.

После официального подведения итогов первого тура выборов ЦИК Украины назначил второй тур голосования на 7 февраля 2010 г. По итогам этого тура победу в президентской гонке одержал В.Ф.Янукович, за которого проголосовали почти 12,5 млн. (48,95%) избирателей, в то время как за Ю.В.Тимошенко отдали свои голоса только около 11,6 млн. (45,45%) избирателей. При этом, как всегда, за лидера «Партии регионов» в основном голосовали Крым и восточные области Украины, а за лидера «Батькивщины» — Центральная и Западная Украина. Естественно Ю.В.Тимошенко, для которой проигрыш в президентской гонке грозил смертельной опасностью, подала исковое заявление в Высший Административный суд об обжаловании результатов этих выборов, однако он оставил  этот иск без рассмотрения.

Еще, будучи кандидатом в президенты Украины, В.Ф.Янукович громогласно заявил, что конечной целью его президентства является «полная модернизация политической и общественной жизни на Украине». Действительно при президенте В.А.Ющенко вся вертикаль государственной власти в стране была фактически разрушена, и это обстоятельство признавали даже политические оппоненты нового главы государства, в том числе мадам  Ю.В.Тимошенко. Поэтому перед президентом В.Ф.Януковичем первоочередной задачей стала проблема резкого повышения управленческой дисциплины на всех уровнях властной вертикали. Между тем, его оппоненты полагали, что реализация этой задачи станет удобной ширмой для построения личной автократии с жесткой вертикалью власти.

Тем временем, в первые же дни президентства В.Ф.Януковича, развалилась правящая коалиция в самой  Верховной Раде, поскольку парламентские фракции БЮТ и НУНС так и не смогли собрать необходимые документы, подтверждающие существование правящего большинства. Поэтому уже в начале марта 2010 г. Верховная Рада Украины отправила в отставку правительство Ю.В.Тимошенко. Причем за увольнение премьер-министра голосовали не только регионалы, коммунисты, большая часть фракции «Блока Литвина» и часть НУНС,  ряд депутатов ее фракции БЮТ.

На следующий день после отставки Ю.В.Тимошенко в Верховной Раде была создана новая пропрезидентская парламентская коалиция «Стабильность и Реформы» и назначен новый Кабинет Министров во главе Н.Я.Азаровым. А затем, в конце марта 2010 г., буквально за одну неделю, новоизбранный президент провел полную люстрацию всего губернаторского корпуса и силовых ведомств, заменив их своими ставленниками их членов «Партии регионов». Парламентская оппозиция попыталась оспорить это решение в Конституционном Суде, но он вынес вердикт в пользу законности формирования новой парламентской коалиции «Стабильность и Реформы». Причем, данному решению КСУ предшествовала ротация ряда его судей по квоте президента страны.

В середине 2010 г. 252 народных депутата из фракции «Партии регионов» и их союзников в парламенте направили в Конституционный Суд запрос с требованием отмены «Конституционной реформы», проведенной в 2004 г. А уже в конце сентября КСУ принял решение о том, что Закон № 2222 «О внесении поправок в Конституцию Украины», принятый в Верховной Раде в декабре 2004 г., и известный как «Конституционная реформа», был принят с нарушением процедуры, поскольку перед голосованием в него были внесены изменения, которые не прошли экспертизу в КСУ. На этом основании Конституционный Суд Украины прекратил действие украинской Конституции в редакции 2004 г., которая действовала в период президентства В.А.Ющенко. При этом на все органы государственной власти и управления была возложена задача привести все нормативно-правовые акты в соответствие со старой Конституцией  в редакции 1996 г.

Вместе с тем, по обеим Конституциям, изменения в текст Основного Закона могли быть приняты только Верховной Радой Украины при наличии  «конституционного большинства» в 300 голосов. Поэтому ряд членов КСУ, в частности В.И.Шишкин и П.Б.Стецюк, выступили с заявлением, что Конституционный Суд вправе признать нарушения в процедуре проведения «Конституционной реформы» 2004 г., но не имеет прав на смену «существующего устройства власти в Украине». Более того, они обвинили КСУ в незаконном присвоении функции Верховной Рады Украины и  взятии на себя «полномочия учредительной власти в государстве».

Естественно все политики оппозиционного толка, в частности Ю.В.Тимошенко, категорически заявили, что КСУ по личному указанию президента В.Ф.Януковича совершил антиконституционный переворот, в результате которого президент страны присвоил себе незаконное право на формирование правительства. Но оппозиция не смогла эффективно противодействовать этому решению Конституционного Суда, поскольку президенту страны удалось внести раскол в стан всей оппозиции. В частности, часть членов бывшей «оранжевой коалиции», в числе которых были практически все ближайшие соратники В.А.Ющенко, получили довольно высокие посты в правительстве и исполнительной власти: В.И.Балога стал главой Министерства по чрезвычайным ситуациям, П.А.Порошенко был избран председателем Наблюдательного совета НБУ, В.В.Каськив назначен руководителем Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами, М.И.Ставнийчук стала заместителем главы Администрации Президента и т.д. Вместе с тем, на самых непримиримых лидеров оппозиции были заведены уголовные дела, по которым были осуждены к различным срокам заключения бывшие министр внутренних дел Ю.И.Луценко, и.о. министра обороны В.В.Иващенко, главный таможенник страны А.М.Макаренко и другие высокопоставленные чиновники прежнего режима. Но, безусловно, самым громким стал уголовный процесс над главным оппозиционером, бывшим премьер-министром страны Ю.В.Тимошенко, которую за «превышение служебных полномочий, нарушение бюджетного законодательства и злоупотребление служебным положением, приведшим к тяжким последствиям» осудили на семь лет.

В декабре 2010 г. В.Ф.Янукович дал старт административной реформе, издав указ «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти», в результате чего более 60% министерств и ведомств были расформированы и укрупнены. Однако эффективной системы управления создать не удалось. Напротив, уровень коррупции во всех эшелонах исполнительной, правоохранительной и судебной власти перешагнул все разумные пределы, что реально создало угрозу устойчивости всей властной вертикали. И все эти «новации на старый лад» проходили на фоне создания Национального Антикоррупционного Комитета во главе с самим президентом, который вскоре стал предметом постоянных насмешек и возмущений многих граждан страны.

Тем не менее, президент продолжил свои «новации» на политической арене и феврале 2011 г. подписал указ о поддержке инициативы бывшего президента Л.М.Кравчука о создания Конституционной Ассамблеи для подготовки изменений в действующую Конституцию страны. Для реализации этой инициативы он создал Научно-экспертную группу по подготовке Конституционной Ассамблеи, которую предполагалось созвать в конце 2011 г. Однако эта затея так и осталась на бумаге, и очередная конституционная реформа вылилась в пустопорожнюю болтовню.

Столь же бездарной и беспомощной была политика команды В.Ф.Януковича и на внешнеполитической арене. Еще в апреле 2010 г. он резко раскритиковал сторонников создания союза трех славянских государств — Украины, России и Белоруссии и заявил, что стратегическим направлением украинской внешней политики является интеграция в Европейский Союз. Однако уже на следующий день он подписал указы, которыми ликвидировал Межведомственную комиссию по вопросам подготовки Украины к вступлению в НАТО и Национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции, созданные в 2006 г. его предшественником. В том же месяце он посетил Вашингтон, где принял участие в работе саммита по ядерной безопасности, где клятвенно пообещал президенту США Б.Обаме в течение ближайших двух лет избавиться от всех запасов высокообогащенного урана, который использовался на Украине исключительно в научных целях, чем явно потрафил новоиспеченному лауреату Нобелевской премии. Правда, при этом он умолчал, кому именно продаст или подарит этот высокообогащенный уран, который используется исключительно в военных целях.

Вернувшись на Украину, в конце апреля 2010 г. В.Ф.Янукович направился в Харьков, где состоялись его переговоры с Президентом РФ Д.А.Медведевым, по итогам которых были подписаны печально знаменитые «Харьковские соглашения» о продлении базирования российского Черноморского флота в Крыму на 25 лет.  По условиям этих соглашений Россия соглашалась не только резко, в два раза, сократить цену на российский газ, установленный в Контракте 2009 г., но и оплатить всю сумму скидки на многие годы вперед в размере 11 млрд. долларов. Тем не менее, сам факт подписание и характер этих соглашений был настолько негативно встречен прозападной и националистической оппозицией, что В.Ф.Януковичу пришлось выступить со специальным «Обращении к украинскому народу», где он заявил, что пошел на подписание этих соглашений для нормализации отношений с Российской Федерацией и изменения «кабальных газовых контрактов, приведших государство на грань социально-экономического коллапса».

Сразу после этого В.Ф.Янукович совершил официальный визита в Страсбург, где на сессии ПАСЕ заявил о том, что «признавать Голодомор как факт геноцида относительно только украинского народа будет неправильно и несправедливо. Это была трагедия, общая трагедия государств, которые входили в СССР». А в июле 2010 г. он подписал Закон «Об основных направлениях внутренней и внешней политики государства», в котором окончательно отказался от курса на вступление в НАТО и заявил о внеблоковом статусе Украины. Таким образом, президент В.Ф.Янукович де-юре дезавуировал два наиболее болезненных вопроса в отношениях между Россией и Украиной, которые незадолго до этого стали причиной резкого охлаждения отношений между Киевом и Москвой, пиком которых стал отзыв российского посла на Украине.

Вместе с тем, в ноябре 2010 г., во время новой встречи с Президентом РФ Д.А.Медведевым, В.Ф.Янукович заявил о том, что вхождение Украины в Таможенный Союз, который стал новой формой интеграции на постсоветском пространстве, возможно только при условии внесения изменений в Конституцию Украины. Тем самым украинский президент дал ясно понять своему визави, что: 1) идея интеграции в ЕС остается путеводной звездой украинской внешней политики, 2) если Москва настаивает на вхождении Украины в Таможенный Союз, она должна предоставить гораздо большие преференции украинской стороне, ибо в противном случае  он не сможет убедить украинский электорат и правящий класс в верности такого выбора. То есть фактически президент В.Ф.Янукович, как и все его предшественники, занялся откровенным шантажом и выбиванием новых финансовых средств от российской стороны.

Между тем, сам В.Ф.Янукович абсолютно не собирался выполнять свои предвыборные обещания, особенно в той части, которые касались установления государственного статуса русского языка и проведения общенационального референдума о вхождении в ЕС или Таможенный Союз.  В результате этих беспринципных виляний в отношениях с Москвой вновь возникла «стена отчуждения» и в июле и октябре 2011 гг. президент Д.А.Медведев дважды отменял свой визит на Украину, хотя в сентябре сам В.Ф.Янукович дважды побывал в Москве, где встречался с президентом Д.А.Медведевым и премьер-министром В.В.Путиным. Тем временем украинские дипломаты продолжали усиленно работать в структурах ЕС и в  марте 2012 г. Украина и ЕС парафировали «Соглашение об ассоциации», включающее в себя положения о создании углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли.

Новое охлаждение отношений между Киевом и Москвой удалось смягчить только после мая 2012 г., когда новым Президентом РФ вновь стал В.В.Путин. Преступив к строительству Евразийского Экономического Союза, глава российского государства всячески пытался убедить президента В.Ф.Януковича в необходимости теснейшей интеграции его страны в структуры ТС и ЕАЭС, неоднократно встречался с ним в Сочи и в Москве, но убедить его так и не смог.

Тем временем экономическое положение Украины стало стремительно ухудшаться. Все попытки нового премьер-министра Н.Я.Азарова и приступить к реализации своего экономического курса постоянно встречали резкое неприятие со стороны как парламентской, так и внесистемной оппозиции. Основные претензии украинской оппозиции к действующей власти заключались в том, что она погрязла в еще большей коррупции, чем во времена В.А.Ющенко, что рейдерские захваты самых прибыльных предприятий «донецким олигархическим кланом» стали носить регулярный и откровенно бандитский характер, что «семья» президента В.Ф.Януковича, по сути, занимается тотальным разграблением страны. Причем, эти претензии звучали не только из уст прозападных либералов и откровенных националистов, но и из уст союзников регионалов коммунистов. Так, уже в ноябре 2010 г. народный депутат Украины, первый секретарь Крымского комитета КПУ Л.И.Грач в прямом телеэфире Государственной телерадиокомпании «Крым» заявил, что В.Ф.Янукович обманул украинский народ и продолжает политику экс-президента В.А.Ющенко: «Не я, а вы, Виктор Федорович, перед выборами обещали русскому языку статус государственного. Не я, а вы обещали вхождение в Таможенный Союз и Единое Экономическое Пространство с Россией. Не я, а вы обещали повышение пенсий и зарплат, и многое другое, и в том числе обещали защитить Автономную Республику Крым и ее конституционные полномочия. А теперь что вы говорите? Вы забыли про русский язык, объявили, что будет один украинский. Более того, вы пошли на публичную порку. Как особая форма цинизма приказ министру внутренних дели, чтобы он в течение двух месяцев изучил украинский язык. Вдумайтесь, какое это издевательство — над русским человеком, над языком, над культурой, над историей. И еще, из того, что было обещано и не выполнено действующим президентом. В.Ф.Янукович обещал развенчать дело В.А.Ющенко по героизации фашиствующих элементов, в данном случае по отмене всех указов, связанных с присвоением звания Героя Украины Р.И.Шухевичу и С.А.Бандере. Вы видели как бандеровцы, фашисты из фашистов, которые, кстати, по моим данным, финансируются за счет донецких капиталистов, кричали всем и говорили через телекамеры нам в лицо, что остальные еще будут стоять в очередь, чтобы возложить цветы к памятнику не Тарасу Шевченко, не Лесе Украинке, не Владимиру Ильичу Ленину, а к памятнику Степане Бандере. Даже при В.А.Ющенко этого не происходило».

В феврале 2011 г. Верховная Рада, которую контролировали регионалы и коммунисты, назначив дату новых парламентских выборов на октябрь 2012 г., внесли серьезные изменения в законодательство о парламентских выборах, которые запретили создание предвыборных блоков. В этой ситуации, в феврале 2012 г., за полгода до этих выборов, начались тайные переговорах между представителями «Батькивщины» и лидером «Фронта перемен» о создании общего списка кандидатов в народные депутаты Украины. А уже в апреле 2012 г. лидеры шести оппозиционных партий договорились о совместном участии в парламентских выборах на базе «Батькивщины». В этот блок объединенной оппозиции вошли «Батькивщина» (А.В.Турчинов), «Фронт перемен» (А.П.Яценюк), «Народный Рух Украины» (В.С.Кубийда), «Реформы и порядок» (С.В.Соболев) и  «Народная самооборона» (В.А.Кириленко). Чуть позже к этому блоку украинской оппозиции присоединилась Социально-христианская партия (З.Н.Ширяк) и «Гражданская позиция» (А.С.Гриценко).

Одновременно началась консолидация политических сил и на других флангах. В частности, в марте 2012 г. о своем роспуске заявила партия «Сильной Украины», многие члены который влились в «Партию регионов», а ее бывший лидер вице-премьер С.Л.Тигипко стал заместителем председателя партии и членом ее политсовета. А в июле 2012 г. прошел Форум патриотических сил Украины, на котором лидеры «Нашей Украины» (В.А.Ющенко), Конгресса украинских националистов (С.И.Брацюнь) и Украинской народной партии (А.И.Клименко) вместе с лидерами более 30 общественных организаций подписали декларацию об объединении и совместном участии на парламентских выборах. Наконец, в октябре 2012 г. лидер «Свободы» О.Я.Тягнибок и объединенной оппозиции в лице «Батькивщины», которую возглавил А.Н.Яценюк, подписали соглашение о сотрудничестве в парламенте нового созыва. Наконец, отдельную политическую сила стала представлять новая партия «Удар», лидером которой стал очень популярный боксер, но очень недалекий человек, ставший предметом многочисленных насмешек и комиксов В.В.Кличко.

В августе 2012 г. ЦИК Украины зарегистрировала списки кандидатов в депутаты от 22 партий, которые и приняли участие в парламентских выборах, состоявшихся в октябре того же года. По итогам этих выборов в новую Верховную Раду вошли только пять политических партий, а именно «Партия регионов» — 6,1 млн. (30,0%), «Батькивщина» — 5,2 млн. (25,5%), партия «Удар»    — 2,8 млн. (13,9%), КПУ — 2,7 млн. (13,2 %) и  «Свобода» — 2,1 млн. (10,5%). Наибольший шок у всех наблюдателей вызвало то, что впервые за годы украинской самостийности в парламент страны прошла крайне радикальная националистическая партия «Свобода», которая до этого всегда числилась среди аутсайдеров избирательного процесса. Причины столь стремительного вхождения этой партии на украинский политический олимп были, в общем-то, банальны и предсказуемы. Во-первых, именно к этому времени в «избирательный возраст» вошло целое поколение молодых свидомых украинцев с хорошо промытыми мозгами в духе откровенно русофобской доктрины Д.Донцова-С.Бендеры. Во-вторых, именно президентские политтехнологи приложили максимум усилий к раскрутке этой партии в украинских СМИ. Их посыл был до примитивности прост: за два года до президентских выборов внести раскол в ряды всей оппозиции и выставить О.Я.Тягнибока в качестве единственного конкурента В.Ф.Януковичу на этих выборах, которого он легко переиграет либо во втором, либо даже в первом туре голосования. Однако этот «хитроумный» план буквально через год вышел боком и самому В.Ф.Януковичу, и его липовым политтехнологам.

С учетом выборов по одномандатным  округам общий расклад сил в новой Верховной Раде стал выглядеть следующим образом – «Партия регионов» получила 186 мандатов, «Батькивщина» — 102 мандата, партия «Удар» — 40 мандатов, КПУ – 32 мандата и партия «Свобода» — 38 мандатов. Таким образом, в Верховной Раде сложилось два парламентских большинства – «правительственный блок» регионалов и коммунистов (218 голосов) и «оппозиционный блок» (140 голосов), и в этой ситуации «козырная карта» оказалась у фракции «Удар» во главе с В.В.Кличко. Между тем, уже в декабре 2012 г. ПАСЕ приняла специальное постановление в котором призвала все политические силы Украины объявить бойкот партии «Свобода» и не входить с ней ни в какие коалиции и блоки.

Тем временем Украина плавно вступила в 2013 год, который стал роковым в ее короткой истории. На фоне острого экономического кризиса и падения ключевых промышленных отраслей и президент В.Ф.Янукович, и глава правительства Н.Я.Азаров по-прежнему пытались усидеть на двух стульях между Россией и Европейским Союзом. Основной «камень преткновения» состоял в том, по какому пути пойдет интеграционный процесс самой Украины. Практически весь украинский олигархат, и стоящие за ним политические силы либеральной и откровенной националистической направленности, выступали за скорейшее подписание договора об ассоциации Украины с ЕС. Между тем, наиболее развитые промышленные регионы страны, тесно связанные с российской экономикой, выступали за вхождение Украины в Таможенный Союз, созданный в июле 2010 г. Россией, Белоруссией и Казахстаном. При этом целый ряд политических сил, в частности КПУ (П.Н.Симоненко) и ПСПУ (Н.М.Витренко), категорически требовали провести референдум по данному вопросу и принимать решение только с учетом его итогов. Сам В.Ф.Янукович оказался в крайне не простой ситуации, поскольку вступление в Таможенный Союз могло привести к непредсказуемому политическому кризису, а вступление в ассоциацию с ЕС обернулось бы не менее острым экономическим кризисом. Для всех мало-мальски образованных и адекватных обывателей, не говоря уже о многочисленных специалистах, было совершенно очевидно, что для Брюсселя и Вашингтона ассоциация Украины с ЕС была продиктована несколькими обстоятельствами: 1) горячим желание ряда американских и европейских стратегов полностью вывести «самостийную» Украину из геополитического пространства России и всей русской цивилизации и в среднесрочной перспективе сделать ее членом НАТО; 2) Угробить весь научно-промышленный потенциал Украины через систему так называемых европейских «стандартов» и «технологических регламентов» и превратить ее внутренний рынок в территорию сбыта собственных товаров и услуг довольно сомнительного качества; 3) Начать разработку на территории Украину крупных месторождений сланцевого газа, расположенных в Западной Украине (Олесская площадь) и на Донбассе (Юзовская площадь), приватизировать всю газотранспортную систему страны и максимально сократить зависимость всех стран ЕС от российского газа. При этом и Вашингтон, и Брюссель очень хотели полностью переложить  издержки ассоциации Украиной с ЕС на российский бюджет, наивно полагая, что Россия и дальше будет выступать в качестве главного и безвозмездного спонсора украинской экономики. Эти планы, в общем-то, имели под собой определенный резон, поскольку не только многие экономисты, но даже премьер-министр России Д.А.Медведев признались, что за годы украинской самостийности Россия безвозмездно просубсидировала украинскую экономику, как минимум, на 250 млрд. долларов.

Между тем, команда В.Ф.Януковича  уже стала готовиться к новой президентской компании, намеченной на весну 2015 г., поэтому панически боялась сделать неверный шаг. Самому президенту весь год пришлось мотаться между Брюсселем, Сочи и Москвой, где проходили очень не простые и многочасовые переговоры с руководством ЕС и президентом В.В.Путиным. Тем не менее, 18 сентября 2013 г. Кабинет Министров Украины единогласно одобрил проект «Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом». В ответ на принятое решение Президент РФ В.В.Путин открыто заявил, что в случае создания ассоциации с ЕС Украина: 1) не сможет войти в состав Таможенного Союза, 2) Россия и другие страны ТС будут вынуждены закрыть свои рынки для всех экспортных товаров с территории Украины и 3) Россия неизбежно пересмотрит свои внешнеторговые договоры с Украиной и скорректирует таможенные пошлины на большинство украинских товаров. В этой ситуации, взвесив все «за» и «против», В.Ф.Янукович пошел на союз с Москвой на очень выгодных для себя условиях, которые даже близко не могли предложить лидеры ЕС и ведущих западных стран. В частности, российская сторона: 1) согласилась еще на 100 долларов снизить цену на свой газ, и теперь его цена составила всего 268 долларов за 1 тыс. кубометров и 2) предоставила украинской стороне 15 млрд. долларовый кредит, который позволил бы Киеву закрыть все бреши в своем дырявом бюджете и выполнить все социальные обязательства перед гражданами страны.

Как только эти соглашения, достигнутые в Сочи, стали достоянием широкой общественности, вся национал-либеральная оппозиция буквально сорвалась с катушек и ввергла страну в мощнейший за всю ее новейшую историю политический кризис, который вылился в кровопролитную Гражданскую войну.

Начало этому кризису положил так называемый Евромайдан, предыстория которого была такова. 13 ноября 2013 г. экс-министр внутренних дел Ю.В.Луценко, который всего полгода назад был помилован президентом В.Ф.Януковичем и вышел на свободу, призвал лидеров оппозиционных парламентских фракций начать переговоры о проведении массовых акций на случай срыва украинским руководством подготовки к подписанию «Соглашения об ассоциации с ЕС». А уже через несколько дней он прямо заявил о намерении провести 24 ноября первый митинг в поддержку евроинтеграции на хорошо известной площади в центре Киева. Между тем, 21 ноября 2013 г., за несколько дней до саммита Восточного партнерства в Вильнюсе, основным событием которого должно было стать подписание соглашения об ассоциации Украины с ЕС, правительство Н.Я.Азарова заявило о приостановке подготовки к заключению этого соглашения. В тот же день на киевском Майдане прошла первая, очень не многочисленная, акция протеста, на которой выступили лидеры трех оппозиционных парламентских фракций В.В.Кличко, О.Я.Тягнибок и А.П.Яценюк. А на следующий день эстафету протеста подхватил Львов, а в самом Киеве, вопреки решению властей, быстро возник палаточный городок, комендантом которого стал А.В.Парубий – один из основателей партии «Свобода» и член парламентской фракции «БЮТ». Затем 24 ноября на киевском Майдане прошел первый массовый митинг в поддержку евроинтеграции, а у здания Кабинета Министров Украины произошли первые стычки демонстрантов с полицией.

Тем временем, 28 ноября 2013 г. президент В.Ф.Янукович вылетел в Вильнюс, где принял участие на саммите Восточного партнерства стран ЕС. Как и прогнозировали большинство экспертов и политиков, он не подписал «Соглашение об ассоциации между Украиной и Евросоюзом», что вызвало крайне негативную, но вполне ожидаемую реакцию, как на Западе, так и в самой Украине, где на следующий день начались массовые акции протеста по всей стране, особенно в Западной Украине.

30 ноября 2013 г. в Киеве состоялась новая акция протеста, которую довольно быстро разогнал киевский ОМОН. Именно эти события стали мощным детонатором того общественного взрыва, который и привел Украину к непоправимым последствиям. Все украинский телеканалы, как по команде, тут же выдали нужную картинку о том, как изверги-омоновцы жестко разогнали мирный митинг киевских студентов-ребятишек, избив их до полусмерти. А уже на следующий день на киевский Майдан хлынули толпы «интеллигентных» украинцев «защищать свой европейский выбор». Как позднее было установлено: 1) никаких мирных ребятишек на этой демонстрации не было и киевский «Беркут» во главе с полковником С.Кусюком разогнал хорошо экипированных молодчиков из числа украинских националистов, прибывших в Киев из Западной Украины; 2) эта провокация была спланирована кем-то из высокопоставленных сотрудников СБУ, которые еще во времена В.А.Наливайченко были завербованы ЦРУ; 3) основной целью этой провокации была дискредитация президента В.Ф.Януковича, который в тот период находился с официальным визитом в Пекине, и разжигание массового антипрезидентского психоза в стране. Надо сказать, что этот коварный план вполне удался, и именно события 30 ноября стали переломным моментом в новом Майдане.

Начиная с этого момента, акцент всех митингов и акций протеста резко сместился с требований евроинтеграции на требования отставки Правительства и Президента и проведения досрочных выборов в Верховную Раду. Первым этот лозунг озвучил лидер парламентской оппозиции А.П.Яценюк, который громогласно заявил об этих требованиях на киевском Майдане. Более того, именно тогда один из лидеров радикального «Правого сектора» А.Тарасенко прямо заявил, что изначально их главная цель состояла не пресловутой евроинтеграции, а в организации национальной украинской революции, в ходе которой, наконец, будет создана «национальная» Украинская держава, управляемая исключительно этническими украинцами в интересах только этих украинцев. Уже 2 декабря боевики «Правого сектора» перекрыли все входы в здание Кабинета Министров, чем фактически парализовали всю работу Правительства Н.Я.Азарова. А тем временем в Киев стали прибывать первые «политические туристы», в частности германский министр иностранных дел Г.Вестервелле, который посетил палаточный лагерь на Майдане и встретился с В.В.Кличко и А.П.Яценюком. Затем в столицу Украины прибыла Верховный представитель ЕС по иностранным делам, вице-президент Европейской комиссии К.Эштон, которая провела переговоры с президентом В.Ф.Януковичем и довела до него точку зрения объединенной Европы о необходимости решения всех вопросов мирным путем. Затем поток «политических туристов» на Украину приобрел характер эпидемии. По данным самих украинских СМИ, только в декабре 2013 г. на киевском Майдане побывали и даже выступали в лице главы МИД Швеции, Польши и Литвы К.Бильдт,  Р.Сикорский и Л.Линкявичус, помощник госсекретаря США В.Нуланд, которая прославилась раздачей «печенюшек» активистам Майдана и сотрудникам «Беркута», американские сенаторы Дж.Маккейн и К.Мерфи, экс-президенты Грузии и Польши М.Саакашвили и А.Квасневский, и многие другие.

Тем временем на Украине началась новая волна акций протеста, которые теперь патетически стали называть «народными вече». Самое многочисленное «вече», естественно, состоялось в Киеве, где активисты Майдана совершили первый акт вандализма, разрушив памятник В.И.Ленину работы выдающегося советского скульптора С.Д.Меркурова. А сразу после этого, почувствовав свою полную безнаказанность, на самом Майдане его активисты стали возводить баррикады и захватывать административные  здания, в том числе Дом Профсоюзов и здание Киевской городской администрации. Именно здесь был создан центральный штаб Майдана во главе с его комендантом А.В.Парубием  и разместились местечковые штабы многочисленных майдановских сотен.

Перед новым годом украинский «Беркут», собранный почти со всех украинских областей, пытался взять штурмом баррикады на Майдане и выбить боевиков из здания Киевской городской администрации. Однако встретив активный отпор со стороны боевиков «Правого сектора», он был вынужден отступить. В этой ситуации президент В.Ф.Янукович впервые пригласил лидеров оппозиции на «круглый стол» для переговоров, которые, естественно, не увенчались успехом.

Первоначально новая «оранжевая революция» ничем не отличалась от замшелой революции образца 2004 г., когда столичные студенты, приезжие за столичной поживой провинциалы и городские сумасшедшие, слетелись на Майдан в поисках халявной жратвы, одежки и ночлега. Пока здесь не появились боевики, которых сразу окрестили «Правый сектор»», намеренно раздувая его «подвиги» и размножая мифы о нем. В результате вчерашняя виртуальная организация буквально на глазах приобретала тысячи поклонников и желающих стать ее членами. Так экспромт-проект ряда ключевых фигур СБУ и иноземных политтехнологов получил реальную жизнь в «революционной Украине».

Как мы уже писали «Правый сектор» образовался отнюдь не на пустом месте. Поле украинского национал-социализма и радикализма была давно унавожена десятками разновеликих фигур и организаций, в том числе Конгрессом Украинских Националистов (КУН), «Державной самостийностью Украины» («Варта ДСУ»), Социал-национальной партией Украины (СНПУ), «Украинской национал-трудовой партией» (УНТП), Товариществом поддержки Вооруженных Сил и Военно-Морского Флота («Патриот Украины») и т.д. А идеологические основы этих партий и движений давно забивались надежно, как цементные сваи, целой когортой новоявленных теоретиков украинского национализма, в том числе В.Морозом, А.Парубием, Я.Андрушкивом, А.Поцелуйко, А.Радомским, Л.Мартынюком, Р.Ковалем и другими. Долгие годы массовыми тиражами на всей территории страны расходились журнал «Ориентиры», газета «Социал-националист», сборник «Правое направление» и другие. Причем, за основу «новых идей» украинского национализма брали хорошо известные и уже замшелые идеи Д.Донцова, Н.Михновского, Н.Сциборского, Ю.Липы, Я.Стецько, Л.Ребета, С.Бандеры и О.Штрассера. Как и большинство европейских радикальных структур, украинские националисты, были крепко связаны и с криминалом, в частности с такими авторитетами Западной Украины, как Коля Рокеро, Хвыля, Вова Морда и Пупс.

Безусловно, основным фундаментом боевой необандеровщины была УНА-УНСО, создаваемая в начале 1990-х гг. при прямом участии СБУ, что не являлось большой тайной ни для кого. Это незаконное военизированное формирование активно участвовало в военных конфликтах в Приднестровье, Боснии, Абхазии и Чечне. Однако пока одни воевали, а другие оттачивали «новую» идеологию. Именно она и стала основной причиной раскола в УНА-УНСО. Первоначально чрезмерное увлечение части тогдашнего руководства, в частности Д.Корчинского, О.Витовича и А.Лупиноса леворадикальными идеями, привело к выходу из ее состава основателя  УНА-УНСО Ю.Шухевича. Затем в 1998 г., после скандала связанного с информацией о прямых связях ряда руководителей УНА-УНСО с СБУ, организация разлетелась на несколько фракций, которые возглавили Ю.Тыма, А.Шкиль, Н.Карпюк и Э.Коваленко. Кроме того, тогда же ряды партии покинули О.Витович, В.Мельник и В.Мамалыга.

Тем временем, из разбитого горшка галицийского фашизма выползли и окрепли новые структуры. Прежде всего, речь идет о создании «Свободы», которую возглавил О.Тягнибок, однако тотальной консолидации «новых бандеровцев» не произошло по причинам объективным и субъективным, в частности обвинений О.Тягнибока и части его окружения в принадлежности к еврейству.

Однако в параллельных, аполитичных структурах консолидация все же шла. В частности активисты скинхедов и футбольных фанатов стали базой новых националистических структур, например, УДПНИ — Украинского движения против нелегальной эмиграции. В результате объединения Всеукраинской организации «Патриот Украины» и части региональных группировок, таких как «Украинская Альтернатива», «Революция и Держава» и «Слава и Честь», возникла «Социал-Национальная Ассамблея» (СНА), которая, критикуя идеологические отклонения «Свободы» в сторону правого консерватизма, объявили себя главным наследником идеологических традиций СНПУ. Именно структуры СНА и ПУ стали главной составной частью «Правого сектора», который первоначально возглавил харьковский националист А.Билецкий. Объективно именно эта структура была самой активной группировкой радикальных националистов, действующих не столько на Западной, сколько на Восточной Украине, особенно в Харькове, где она была самым тесным образом связана с криминальными структурами местного «авторитета» Р.Эглита.

Еще одной структурой, вошедшей в «Правый сектор», был «Белый молот», который, по сути, был виртуальным объединением нескольких банд скинхедов и ультрас в самом Киеве, поддерживающих тесную связь с о своими соратниками в крупных городах, прежде всего в Харькове. Причем, как правило, все члены «Белого молота» — это русские или русскоязычные граждане Украины, с диагнозом «украинский фашизм головного мозга». Среди лидеров «Белого Молота» наиболее заметными фигурами были Н.Еременко, Д.Паламарчук и Г.Вулич, которые постоянно конкурировали между собой. Нередко руководителем «Белого Молота» называли и бывшего руководителя киевского филиала СНПУ О.Вахния, но это не совсем так, поскольку именно резко отзывался о  «пещерной галицийской русофобии и примитивных антироссийских идеях» этой организации, тормозящих вступление в ее структуры представителей неформальных группировок молодежи в самых развитых промышленных русскоязычных регионах страны.

Помимо вышеперечисленных организаций, в «Правый сектор» набилось несколько десятков других группировок, в частности остатки УНА-УНСО, «Автономное сопротивление», «Социал-Национальная Ассамблея», «Украинский националистический союз», «Черный Комитет» и другие. На самом киевском Майдане «Правый сектор» был представлен несколькими сотнями: «Чебурашки», «Хадж», «Волки», «Музыка», «Хорват», «Зарево», «Викинг» и «Вальгалла». Однако степень координации и подготовки боевиков этих сотен большинство экспертов расценивали, как непрофессиональную и спонтанную. При этом никто из них не отрицал, что многие из них под руководством западных инструкторов прошли специальную подготовку в лагерях и на сборах на территории Галиции, Волыни, Польши и Литвы. Однако, как известно, силовой сценарий Майдана был запущен преждевременно, потому основную массу боевиков пришлось натаскивать непосредственно в полевых условиях, в столкновениях с «Беркутом» и частями ВВ.

Базовой структурой «Правого сектора» все же оставался «Тризуб», который после смерти В.И.Иванишина, возглавил его студент-филолог Д.А.Ярош. Среди его ближайших соратников числились его зам А.И.Тарасенко  по прозвищу «Пилипась» и главный командир боевиков А.Л.Стемпицкий по прозвищу «Летун». Стоит так же отметить, что до окончания силовой фазы Майдана, все руководство «Тризуба» поддерживало самые тесные отношения  с  его комендантом А.В.Парубием, одним из главных его спонсоров П.А.Порошенко и будущим «ново-старым» главой СБУ, агентом ЦРУ В.А.Наливайченко.

После новогодних праздников начался новый пик противостояния с властью и уже 12 января 2014 г. на киевском Майдане состоялось новое «народное вече», на котором по данным разных СМИ, приняли участие от 50 до 200 тысяч человек. Тем временем, 16 января Верховная Рада Украина приняла поправки в ряд законов, которые  ужесточали уголовные санкции за участие в массовых беспорядках, которые оппозиция сразу окрестила как «диктаторские». В результате этого протест сторонников Майдана принял еще более резко антипрезидентский и антиправительственный характер, и уже 19 января на «народное вече» в Киеве собралось от 100 до 500 тысяч митингующих, недовольных этими законами, которые были приняты с нарушением установленных норм регламента и без их обсуждения в профильных комитетах Верховной Рады. В результате в центре Киева произошли первые массовые столкновения отмороженных боевиков с милицией, в ходе которых пострадало более 200 человек. По данным Городского департамента здравоохранения к врачам бригад скорой помощи обратились 103 участника протестных акции, из которых 42 были госпитализированы. А по данным пресс-служба МВД Украины было ранено около 100 сотрудников милиции, из которых 61 были также госпитализированы. Причем, у многих потерпевших были диагностированы закрытые черепно-мозговые травмы, переломы и отравления неизвестными веществами. Между тем все основные украинские каналы, в частности «1+1», «Интер» и «5-й канал», которые принадлежали трем богатейшим украинским олигархам И.В.Коломойскому, Д.В.Фирташу и П.А.Порошенко, стали очень активно живописать о страшных ужасах преступной киевской власти и героических защитниках и патриотах украинского народа, собравшихся на киевском Майдане.

Сразу после этого Вашингтон и Брюссель фарисейски призвали обе стороны конфликта немедленно прекратить столкновения в Киеве, пригрозив ввести санкции против Украины. Причем, всю ответственность за эскалацию конфликта Администрация президента США и руководство ЕС возложила именно на украинские власти, которые, согласно оказались «не в состоянии признать законные претензии своего народа». Между тем 22 января на улице Грушевского снова вспыхнуло жесткое противостояние между «Беркутом» и боевиками «Правого сектора», в результате чего появились первые жертвы. Одновременно в Львовской, Тернопольской и Ровенской областях начались захваты районных государственных администраций и отделений органов внутренних дел. Чтобы как-то разрядить обострившуюся обстановку и выполнить одно из требований оппозиции, 28 января 2014 г., вернувшись из швейцарского Давоса, украинский премьер Н.Я.Азаров добровольно подал в отставку. Казалось бы, теперь власть сделала реальный и решительный шаг для урегулирования кризиса, однако оппозиция жаждала всей власти и вскоре ее лидеры А.П.Яценюк и В.В.Кличко отправились в Германию, где приняли участие в Мюнхенской конференции, на которой провели ряд закрытых встреч с госсекретарем США Дж.Керри и канцлером Германии А.Меркель. Получив все инструкции, 4 февраля они вернулись в Киев и призвали Верховную Раду проголосовать за возвращение к Конституции 2004 года, которая резко сокращала полномочия Президента Украины, в том числе по вопросу формирования правительства. Однако пропрезидентское большинство категорически отвергло это предложение и обратилось к президенту В.Ф.Януковичу с призывом срочно навести порядок в стране.

18 февраля 2014 г. произошло резкое обострение ситуации на Майдане, которая получила название «кровавого вторника». Причем, по заранее продуманному сценарию столкновения между радикальными боевиками и правоохранительными органами в центре Киева возобновились именно в день заседания Верховной Рады, на котором оппозиция потребовала немедленного возвращения к парламентско-президентской форме правления и восстановления Конституции 2004 года. В поддержку этих требований лидеры оппозиции организовали «мирное наступление» на украинский парламент, в котором приняло участие несколько тысяч вооруженных активистов Майдана. Натолкнувшись на большое милицейское отцепление, демонстранты крайне жестко атаковали его, разбили и подожгли несколько легковых автомобилей и грузовиков, которыми блокировали проезжую часть в районе Правительственного квартала, жгли автомобильные покрышки, забрасывали камнями и бутылками с зажигательной смесью милиционеров, ворвались в офис «Партии Регионов», где убили двух человек и подожгли его. Тем не менее, к исходу дня подразделения «Беркута» и Внутренних войск МВД оттеснили боевиков на киевский Майдан, где в новых столкновения, произошедших поздним вечером и ночью, погибло не мене 25 человек, а более 250 человек получили тяжкие ранения и были госпитализированы. Причем, 16 убитых и большинство раненных были со стороны милиции и военнослужащих внутренних воск. Той же ночью состоялась встреча президента В.Ф.Януковича с А.П.Яценюком, О.Я.Тягнибоком и В.В.Кличко, однако она закончилась безрезультатно, поскольку обе стороны так и не смогли прийти к какому-либо компромиссу и обвинили друг друга в эскалации конфликта.

Вечером того же дня президент В.Ф.Янукович выступил с официальным обращением к народу и предупредил, что если оппозиция не прекратит свои бесчинства на улицах Киева, то он своим указом введет чрезвычайное положение, со всеми вытекающими последствиями. Позднее стало известно, что в ближайшем окружении президента шла постоянная борьба между сторонника жесткой линии и их оппонентами. В число первых входили глава СБУ генерал-майор А.Г.Якименко, министр внутренних дел генерал внутренней службы В.Ю.Захарченко и генеральный прокурор В.П.Пшонка. К числу вторых принадлежали глава Администрации Президента А.П.Клюев, спикер Верховной Рады В.В.Рыбак и министр обороны П.В.Лебедев. Причем, только позднее стало известно, что первоначально П.В.Лебедев своим приказом от 19 февраля направил в Киев 25-ю Отдельную Днепропетровскую воздушно-десантную бригаду. Но уже 21 февраля состоялся его телефонный разговор с министром обороны США Ч.Хэйгелом, который предостерег своего коллегу от участия украинской армии в этом противостоянии.

Тем временем только во Львове и Львовской области боевиками «Правого сектора» было захвачено более 6200 единиц огнестрельного оружия, в том числе пистолеты Макарова, автоматы и пулеметы Калашникова, несколько десятков снайперских винтовок Драгунова и реактивных огнеметов «Шмель», 1500 гранат и десятки тысяч патронов различных калибров. В этой ситуации руководитель СБУ генерал-майор А.Г.Якименко вынужден был объявить режим проведения контртеррористической операции, а уже утром 20 февраля на Институтской улице Киева обнаружились снайперы неизвестного происхождения, которые открыли прицельный огонь, как по сотрудникам правоохранительных органов, так и по участникам протестных акций. Причем, этот расстрел четко был зафиксирован на видеокамеры «оппозиционной» стороны. По данным Минздрава Украины в результате этого расстрела погибло не меньше 75 человек, а более 570 человек были ранены, в том числе более 360 тяжело.

21 февраля 2014 г. после переговоров между президентом Украины и лидерами оппозиции при посредничестве представителей ЕС и России было подписано фарисейское соглашение «Об урегулировании политического кризиса в Украине», которое подписали президент Украины В.Ф.Янукович и лидеры оппозиции В.В.Кличко («Удар»), А.П.Яценюк («Батькивщина») и О.Я.Тягнибок («Свобода»). Свидетелями подписания этого соглашения и гарантами его выполнения выступили министры иностранных дел Германии и Польши – В.Штайнмайер и Р.Сикорский и глава Департамента МИД Франции Э.Фурнье. Причем, спецпредставитель Президента РФ В.П.Лукин, участвовавший в этих переговорах, отказался поставить свою подпись под этим соглашением, заявив, что этот документ вряд ли будет исполнен.

Подписанное соглашение предусматривало: 1) возврат Конституции 2004 года, т.е. парламентско-президентской формы правления; 2) проведение досрочных выборов президента в конце 2014 года; 3) формирование «правительства национального доверия»; 4) отвод сил правопорядка и внутренних войск из центра Киева; 5) прекращение насилия и сдача оппозицией всего оружия. В тот же день Верховная Рада приняла закон об освобождении всех задержанных в ходе акций протеста, и отменила поправки, внесенные в законодательство 16 января. Вечером того же дня по приказу президента В.Ф.Януковича все подразделения «Беркута» и внутренних войск МВД покинули центр Киева. Хотя, как позднее признавался президент В.В.Путин, в телефонном разговоре со своим украинским коллегой, он очень не советовал ему идти на этот шаг, который стал для него роковым.

Между тем, при публичном оглашении лидерами парламентской оппозиции условий подписанного Соглашения, лидеры «Правого сектора» с трибуны киевского Майдана заявили, что их абсолютно не устраивает оговоренная в этом документе постепенность политических реформ, поэтому они потребовали немедленной отставки президента В.Ф.Януковича, роспуска Верховной Рады и наказания всех силовых министров, отдавших «преступные приказы, в результате которых были убиты около сотни украинских граждан». В частности, Д.А.Ярош, впервые появившийся на сцене Майдана, назвал это Соглашение «очередным замыливанием глаз»,  отказался его выполнять и заявил, что «Правый сектор» намерен пойти на штурм Администрации Президента и Верховной Рады Украины. В ночь на 22 февраля его боевики и активисты Майдана захватили весь правительственный квартал, покинутый правоохранителями, и выдвинули ряд новых требований, в частности немедленную отставку президента страны. По информации коменданта Майдана, депутата А.В.Парубия 7-я сотня вместе с боевиками «Правого сектора» оцепили здание Верховной Рады, 3-я и 19-я сотни взяли под контроль Администрацию Президента и Кабинет Министров Украины, а 15-я сотня установила «охрану» здания МВД. Также было заявлено, что отныне все действия на Майдане должны согласовываться только с Военным штабом Майдана, расположенным в Киевской городской государственной администрации. А уже к рассвету комендант А.В.Парубий заявил, что «Майдан сегодня полностью контролирует Киев».

Тем временем президент В.Ф.Янукович, кортеж которого был обстрелян по пути в государственную резиденцию Межигорье, неожиданно покинул столицу. По официальной версии он отправился в Харьков для участия в Харьковском съезде депутатов всех уровней Юго-Восточной Украины, который был созван по инициативе харьковского губернатора М.М.Добкина и его давнего подельника и закадычного дружка, мэра Харькова Г.А.Кернеса. Предполагалось, что именно на этом съезде президент В.Ф.Янукович объявит о ведении чрезвычайного положения в стране, однако он даже не появился на этом съезде. Как позднее объяснил сам президент, он отказался от участия в этом съезде из-за угрозы совершения теракта, однако ряд аналитиков вполне законно усомнились в этой информации и сделали предположение, что не приезд В.Ф.Януковича был связан с подлыми интригами М.М.Добкина и Г.А.Кернеса – давних холуев двух влиятельных миллиардеров И.В.Коломойского и Р.Л.Ахметова.  Сам же Харьковский съезд представлял собой просто жалкое зрелище, а его заключительная резолюция стала настоящим посмешищем на фоне тех кровавых трагических событий, которые развернулись в  стране. По информации самого В.Ф.Януковича  из Харькова он вылетел в Донецк и дальнейшие его шаги на Донбассе до сих пор окутаны плотной пеленой тайны. Достоверно известно только то, что, получив угрозы со стороны руководства ВВС Украины, он покинул президентский самолет и из Донбасса направился в Крым, а затем с военного аэродрома Больбек переправился на территорию Российской Федерации, предположительно в Ростов-на-Дону. Кстати, как позднее стало известно, 23 февраля для задержания и ареста В.Ф.Януковича в Крым прилетели самозваные и.о. министра МВД А.Б.Аваков и уполномоченный ВР по делам СБУ, давний агент ЦРУ В.А.Наливайченко.  Однако путчисты разминулись с президентом В.Ф.Януковичем и вернулись в Киев «не солоно хлебавши».

Тем временем, утром 22 февраля 2014 г. состоялось экстренное заседание Верховной Рады, на котором зарегистрировалось всего 248 народных депутатов, но позднее к ним присоединились еще 90 депутатов. С самого начала это заседание стал вести вице-спикер Р.В.Кошулинский, который представлял в парламенте фракцию «Свободы». Первым делом он зачитал коллегам два заявления об отставке спикера и вице-спикера Верховной Рады от «Партии регионов» и КПУ В.В.Рыбака и И.Г.Калетника, а также заявления ряда депутатов о выходе из фракции «Партии регионов». После этого депутаты проголосовали за избрание нового спикера парламента, которым стал представитель «Батькивщины» А.В.Турчинов, за которого проголосовали 288 народных депутатов.

Затем Верховная Рада без заключения Конституционного Суда проголосовала за восстановление Конституции Украины в редакции 2004 года, что грубо нарушало положения самой Конституции и в редакции 1996 года, и в редакции 2004 года.  После этого, грубейшим образом поправ «новую» Конституцию, Верховная Рада заявила о взятие всей полноты государственной власти в свои руки и назначении руководителей трех ключевых силовых ведомств, что входило в исключительную компетенцию президента страны. В частности, и.о. министра внутренних дел был назначен депутат от «Батькивщины» А.Б.Аваков, уполномоченным ВР по делам СБУ В.А.Наливайченко и уполномоченным ВР по делам Генеральной прокуратурой – депутат от «Свободы» О.И.Махницкий.

Вечером того же дня, в нарушение всех норм как старой, так старо-новой Конституции, Верховная Рада приняла беспрецедентное, по сути, и абсолютно глупое, по стилистике, Постановление, в котором заявила, что В.Ф.Янукович «неконституционным образом самоустранился от осуществления конституционных полномочий», поэтому назначила досрочные президентские выборы на 25 мая 2014 года. Причем, перед этим голосованием новоявленный спикер А.В.Турчинов заявил депутатам, что ему «удалось найти по телефону В.Януковича», который, якобы, переговорив с А.П.Яценюк, заявил ему о своей отставке. Хотя это была заведомая ложь, тем не менее, за данное Постановление, нарушавшее всю конституционную процедуру импичмента Президента Украины, проголосовало 328 народных избранников.

Однако именно в это время в интервью харьковскому каналу UBR (Украинский Бизнес Ресурс), президент В.Ф.Янукович заявил, что в Киеве произошел вооруженный государственный переворот, о том, что на него было совершено нападение, и он категорически отказался уходить в отставку, поскольку является легитимным президентом страны. Также он сообщил, что не собирается подписывать противозаконные решения Верховной Рады, что автоматически лишало их какой-либо юридической силы, поскольку по обеим редакциям Конституции Украины любой законодательный акт получал юридическую силу только после его подписания президентом страны. В свете данных событий легитимное руководство МВД, МО и Группа «А» ЦСО СБУ опубликовали официальные заявления, в которых заявили о своей верности украинскому народу и отказе выполнять любые противоправные действия против граждан страны.

Тогда же, 22 февраля Верховная Рада приняла незаконное Постановление об амнистии бывшему премьер-министру Ю.В.Тимошенко, которую тут же освободили из харьковской больницы, где эта уголовница содержалась под стражей. Сразу после своего освобождения эта симулянтка вылетела в Киев и вечером того же дня на инвалидной коляске «триумфально» въехала на трибуну киевского Майдана, где, как всегда, произнесла очередную «пламенную» популистскую речь. Правда, эта речь понравилась далеко не всем, поэтому бывшую «оранжевую принцессу», а теперь инвалида-пенсионера, оглушил громкий свист самых радикальных группировок на Майдане.

23 февраля Верховная Рада возложила на председателя Верховной Рады А.В.Турчинова временное выполнение обязанностей Президента Украины. За данное Постановление проголосовали 285 из 339 зарегистрировавшихся в зале заседаний депутатов. В данном случае все эти депутаты совершили уголовное преступление, поскольку самым грубым образом нарушили Конституцию Украины в любой ее редакции: 
1) В соответствие со статьей 108 полномочия Президента Украины могут быть прекращены досрочно только в четырех случае: 1) добровольной отставки, озвученной им на заседании Верховной Рады; 2) невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья, что должно быть подтверждено специальным медицинским заключением; 3) смещения с поста в порядке импичмента, процедура которого четко прописана в самой Конституции и 4) смерти. 
2) В соответствие со статьей 112 в случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины в соответствии со статями 108, 109, 110, 111 исполнение обязанностей Президента Украины на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины возлагается на премьер-министра Украины. При этом премьер-министр Украины в период исполнения им обязанностей Президента Украины не может осуществлять полномочия, предусмотренные многими пунктами статьи 106 Конституции Украины, в том числе по применению вооруженных сил и введению чрезвычайного положения.

Кроме того, Верховная Рада освободила Л.А.Кожару и Д.В.Табачника от исполнения обязанностей министров иностранных дел и образования, незаконно назначила на эти должности очередного агента ЦРУ А.Б.Дещицу и С.М.Квита, который был членом небезызвестного «Тризуба» и личным другом Д.А.Яроша. Наконец, в этот же день Верховная Рада по предложению лидера «Свободы» О.Я.Тягнибока и его сумасшедшей однопартийки мадам И.Д.Фарион также отменила знаменитый закон «Об основах государственной языковой политики» (Закон С.Кивалова-В.Колесниченко), который гарантировал использование русского языка в качестве неофициального, второго государственного языка в местах компактного проживания русских и русскоговорящих малороссов. Это крайне глупая, и явно провокационная выходка националистов, буквально взорвала Крым, Донбасс и другие юго-восточные регионы страны. И хотя, спикер Верховной Рады А.В.Турчинов буквально на следующий день отказался подписать данный законопроект, дело было сделано, и процесс цивилизационного распада Украины принял необратимый характер.

Евгений Спицин

Источник: rusvesna.su


Читайте также:

Добавить комментарий