Римский понтифик покусился на давнюю традицию особых отношений католической церкви в Италии с преступным миром

Полгода назад папа Франциск объявил войну мафии. Во время посещения Калабрии — родины «Ндрагенты», европейского региона-лидера по продаже кокаина, — в присутствии 200 000 молящихся он сказал: «Те, кто в своей жизни выбрал дорогу зла, такие как бандиты (мафия), не находятся в общении с Богом. Они отлучены». Итальянское общество на это заявление отреагировало двойственно. Во-первых, не все поверили в возможность отлучения мафиози от Церкви. А, во-вторых, практически все стали гадать, «когда мафия убьет папу?»

Благочестивые бандиты

Мафия — это сложное и чисто итальянское явление. Преступные организации, возникшие в южных регионах Италии, называются по-разному: «Коза Ностра» — в Сицилии, «Каморра» — в Неаполе, «Ндрангета» — в Калабрии. Все они давно представлены и на севере Италии, и в других странах Европы, и в Америке. Источники доходов: вымогательство и ростовщичество, проституция и торговля людьми, азартные игры, продажа наркотиков и незаконная торговля оружием.

Общий доход мафии за 2013 год оценивается в €116 млрд. В ее деятельность вовлечены десятки тысяч человек.

Отличие мафии от типичной организованной преступности заключается в том, что она по своему происхождению и ментальности является явлением региональной культуры, в которой Церковь и религия традиционно играют важную роль.

В Италии Католическая церковь всегда пыталась избегать конфликта с мафией. За более чем двухсотлетнюю историю мафии у духовенства юга Италии (от сельских священников до епископов) сложились с ней особые отношения.

По мнению американского социолога Роберта Паттмена, на юге Италии отсутствует гражданское общество и все строится на патриархальных отношениях патрона и клиентов. А так как Церковь в этом регионе играет роль единственного публичного института, место, которое тот или иной член местной общины занимает в традиционных крестных ходах и мистериях, отражает его реальное положение в системе социальных отношений. Как заметил известный церковный деятель отец Бартоломео Сордже:

«местного мафиози можно легко узнать: во время крестного хода он несет самую почитаемую икону».

Дело в том, что боссы мафии — люди очень благочестивые. Они активные прихожане, участники крестных ходов. Они обильно жертвуют на благотворительность, регулярно исповедуются и причащаются. В их убежищах, где они скрываются от правосудия, обязательно есть место для часовни. Их обслуживают «понимающие» и отпускающие им грехи священники.

«Да хранит Вас Господь», — этими словами недавний босс боссов сицилийской мафии Бернардо Провенцано неизменно заканчивал свои распоряжения подчиненным. В своих личных заметках он писал о том, что перед началом любого дела просит Бога о помощи. По словам автора романа Gomorra Роберто Савиано, «с точки зрения мафиози, убийство является грехом, однако Христос понимает и прощает, если оно было совершено во имя высшей необходимости, или по приказу босса, в интересах мафии».

6 июня 1997 года сицилийская полиция арестовала Пьетро Альери, второе по значению лицо в местной мафии. Выпускник семинарии в Палермо, он начинал свою карьеру как киллер. В подполе его дома обнаружили церковь — с алтарем, мраморной балюстрадой, дарохранительницей, изображениями Тайной Вечери, Мадонны. В ларцах хранились сотни фигурок святых. В доме нашли также множество духовных книг, «Исповедь» Блаженного Августина лежала на ночном столике.

Каждая из мафиозных группировок Италии имеет своих небесных покровителей. «Коза Ностра» считает своей покровительницей Богоматерь Благовещения, «Ндрангета» – архангелов Михаила и Гавриила, «Каморра» — св. Яннуария.

Мафия давно уже «украла» у Церкви все праздники, а особенно процессии, сетуют итальянские СМИ. Нахождение в первом ряду процессии, ношение почитаемых святых фигур и образов воспринимаются обществом как огромная честь и привилегия. Оно свидетельствует о большом значении этого человека в локальном сообществе и уважении, какое оказывает ему Церковь. Мафия фактически поставила под свой контроль и такие церковные таинства, как крещение и венчание, которые превратились в манифестацию связи мафии и Церкви.

На больших церковных торжествах боссы мафии находятся рядом с епископами и бургомистрами. Это демонстрация их социального престижа. А самой большой  пропагандистской удачей мафии был визит Иоанна Павла II в Сицилию 20 ноября 1982 года, во время которого водителем его папамобиля стал один из боссов сицилийской мафии Анджело Сима. Это видели жители Палермо и миллионы телезрителей. И, разумеется, это не могло совершиться без поддержки и согласия высоких церковных иерархов.

Мафия на страже порядка

Отношения итальянского духовенства к мафии лучше всех охарактеризовал сам папа Франциск. «Некоторые священники, — сказал он, — избегают упоминаний мафии. Естественно, они осуждают конкретные преступления, сочувствуют жертвам, помогают как могут их семьям, но публичное и постоянное разоблачение мафии является редкостью». Сказанное папой касается и епископов.

Однако дело не сводится к тому, что епископы и священники молчат о мафии. Проблема еще и в том, что они так или иначе вынуждены с ней сотрудничать.

Например, все контракты на ремонт храмов или необходимых прицерковных помещений получают связанные с мафией строительные фирмы.

Основаниями для этого неформального союза является не только способность мафиозных боссов поддерживать определенный «порядок» на контролируемой ими территории, не только их «благочестие» и обильные пожертвования на благотворительность, но также и поддержание ими традиционных ценностей (почитание родителей, старших, а в годы «холодной войны» еще и антикоммунизм). В качестве «оправдания» конформистской позиции духовенства следует сказать, что в «деловые» отношения с мафией вступали практически все (кроме фашистов и коммунистов) политические силы Италии.

Тема мафия и церковь не имела бы никакого смысла, если бы часть духовенства (так называемые, «понимающие» священники) не согласилась на обслуживание «религиозных потребностей» мафиози. Именно эти священники — капелланы мафии — служат для них мессы в подпольных часовнях, принимают у них исповеди и причащают. Они предоставляют помещения церквей и санктуарии для тайных встреч мафиози, прячут их на территории храмов и монастырей. Есть священники, которые «приятельствуют» с боссами и приходят к ним в дом, чтобы попить кофе. Когда мафиози возвращается домой после тюремного заключения, его могут встретить колокольным звоном.

Особой формой сотрудничества духовенства и мафии на высшем уровне стало отмывание денег мафии через Ватиканский банк и соучастие руководства последнего в передаче огромных взяток различным политическим деятелям Италии. Об этом широкой общественности стало известно после скандала, связанного с крахом миланского Банка Амброзиано (1982 год), в котором оказался замешан и Ватиканский банк. Но Ватикан пользуется экстерриториальностью и итальянское правосудие не смогло допросить руководителей банка.

Тем не менее, по распоряжению Иоанна Павла II, банк выплатил акционерам Амброзиано возмещение в размере $242 млн.

Ликвидация по требованию папы Франциска в 2013 году подозрительных счетов и приостановление подозрительных финансовых операций привели к резкому сокращению прибыли: в 2013 году доход Ватиканского банка упал с €86,6 млн (2012 год) до €2,9 млн.

Пуленепробиваемая жизнь и культурный переворот

Выступления представителей духовенства с осуждением действий и методов мафии до начала 1970-х гг. были редкими и, как правило, заканчивались убийством непокорного священнослужителя.

Изменение позиции духовенства в Сицилии связывают с назначением архиепископом Палермо (1970–1996) кардинала Сальваторе Паппалардо, под влиянием которого часть духовенства стала активно осуждать действия организованной преступности. Те из клириков, кто последовал призывам кардинала, должны были жить, как говорят итальянцы, «пуленепробиваемой жизнью» — с полицейскими эскортами и бронированными машинами. Такой жизнью живут все, кто осмелился выступить против мафии: священники, прокуроры и судьи, журналисты и общественные деятели.

Особенно активизировалась борьба с мафией в начале 1990-х гг., когда в Италии, по инициативе судебных органов, началась беспрецедентная борьба с влиянием организованной преступности на политику. Тогда в борьбу с мафией включился и папа Иоанн Павел II. Во время своего посещения Сицилии 9 мая 1993 года в долине храмов в Агридженто папа осудил убийства людей и пригрозил мафии и ее членам Страшным Судом. Его слова глубоко оскорбили боссов. В ответ на призыв папы к покаянию те мафиози, которые сидели в итальянских тюрьмах, перестали посещать церковные службы. Более того, спустя два месяца после папского выступления прогремели взрывы в римских базиликах: Латеранской и Сан-Джорджио-ин-Велабро.

Это был ответ мафии папе.

Особенно потрясло Италию убийство 15 сентября 1993 года известного критика мафии отца Джузеппе Пульизи. Он был не первым священником, убитым мафией, но первым, которого Католическая церковь прославила, причислив к лику блаженных.

Однако призыв Иоанна Павла II привел к раскаянию нескольких сотен членов преступных сообществ, которые согласились сотрудничать с правосудием.

«Чтобы победить мафию, — говорит отец Бартоломео Сордже, — нужен настоящий культурный переворот. Мафия не боится оружия, потому что и у нее есть оружие. Она не боится политиков, потому что сама их выбирает и контролирует. Не боится судей, потому что одних убивает, а других подкупает. Она начинает бояться, если меняется культура».

Мафиозная ментальность глубоко укоренена в традиции и обычаях, в народном благочестии, в институтах государства и церковных приходах.

На Сицилии был опробован проект противодействия мафии при помощи подготовки кадров для местного самоуправления. По инициативе Иоанна Павла II в Палермо из Рима прибыла группа иезуитов во главе с отцом Бартоломео Сордже. Он создали в Палермо школу политического образования. Было подготовлено 500 выпускников, которые в результате победы на выборах стали руководителями местных органов самоуправления, в том числе в Палермо. Это было большим успехом, поскольку именно с помощью контроля над органами самоуправления мафия традиционно получает доступ к финансовым средствам.

В 1996 году сицилийский священник Луиджи Чиотти создал международную общественную ассоциацию LIBERA, которая сегодня насчитывает 1300 филиалов. Одной из своих задач Ассоциация считает поддержку жертв мафии и родственников погибших. С 1996 года 21 марта ассоциация ежегодно организует Дни памяти жертв мафии.

Но самыми важными словами в противостоянии Католической церкви и мафии были те, которые папа Франциск произнес 21 июня в Калабрии: «Они отлучены».

В то же время остается вопрос: что будет, если церковные власти попытаются отменить какой-либо из традиционных региональных праздников, на которые собирается свыше миллиона человек, а организаторами которого традиционно выступают представители организованной преступности?

 

Борис Филиппов

Источник: forbes.ru


Читайте также:

Добавить комментарий