Депутаты Госдумы пожаловались генпрокурору на растраты бюджетных средств, выделенных на госпрограмму электронных услуг для населения.

Генпрокуратура проверит Минкомсвязи как основного исполнителя подпрограммы «Развитие информационного общества» на предмет «растраты государственных средств и фактического саботажа исполнения мероприятия «Развитие электронного правительства». Соответствующий запрос генеральному прокурору Юрию Чайке направил депутаты Госдумы Андрей Крутов и Дмитрий Ушаков (есть у «Известий»).

По расчетам депутатов, за все годы на исполнение госпрограммы было направлено более 1,4 трлн рублей. Только в 2012-2013 годах объем финансирования составил 42,6 млрд рублей. Между тем особых результатов исполнитель не добился.

— Мы постоянно при обсуждении бюджета выделяем на развитие госпрограммы деньги, — пояснил «Известиям» Андрей Крутов. — Тем более что перевод услуг в электронный вид одобряет большая часть россиян. Между тем деньги тратятся, а программа буксует, и большинство плановых показателей не достигнуто. И в том числе из-за того, что, по данным экспертов, ответственный исполнитель не разрабатывает нормативно-правовую базу, то есть просто не выполняет своих обязательств. В итоге того самого «электронного правительства» у нас просто нет. Это либо пустая растрата денег, либо прямой саботаж программы — в этом должна разобраться прокуратура.

В частности, как указывается в запросе, «доля федеральных государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов в электронном виде, в общем количестве государственных услуг» должна по итогам 2013 года составлять 98%, а составила всего лишь 3,3%. Количество предоставляемых региональных услуг должно составлять 44% по плану, а реально составляет только 1,1%.

— Для получения большинства «переведенных» электронный вид услуг — будь то получение водительского удостоверения, лицензии на оружие, регистрации автотранспортных средств, получение прописки — все подразумевает личный визит и очереди, от которых практически никак не избавиться, — возмущается Дмитрий Ушаков. — Так что предоставление официально «электронных» услуг почему то до сих пор происходит при личном визите в конкретные учреждения и сопровождается долгим ожиданием в длинных очередях.

Согласно майским указам президента, доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна составлять не менее 70%.

В Минкомсвязи не согласны с обвинениями депутатов.

— Основная цель электронного правительства сформулирована в указе президента (№ 601 от 13 мая 2013 года) как достижение показателя в 70% граждан, пользующихся механизмом предоставления госуслуг в электронном виде. Не все госуслуги одинаково востребованы. На 35 приоритетных услуг приходится более 80% обращений граждан. Для достижения целевого показателя указа президента прежде всего необходимо обеспечить качественную реализацию наиболее востребованных услуг. По итогам 2013 года этот показатель выполнен. Он достиг 30,8% при плановом значении в 30%, — заявили «Известиям» в министерстве. — А показатель, на который ссылаются депутаты, не отражает поставленной президентом цели, потому что среди государственных услуг есть такие, которыми на сегодняшний день граждане пользуются редко.

Статистика также говорит о росте популярности госуслуг среди населения.

Сейчас на портале госуслуг зарегистрированы уже 13 млн человек (это на 86% больше чем в 2013 году). В этом году через портал было подано 17 млн заявлений (на 30% боьше чем в 2013-ом), а доля граждан, пользующихся электронными способами получения госуслуг выросла на 36%. В 2014-ом году сумма платежей граждан составила 1,2 млрд рублей (+109% по сравнению с 2013 годом).

Эксперты уверены, что виновато не только одно министерство.

— Действительно, «электронное правительство» работает не так, как хотелось бы и как планировалось изначально, — говорит замдиректора Центра IТ-исследований и экспертизы РАНХиГС Евгения Сербина. — Понятно, что хочется найти виноватых. Однако ответственность за это несут абсолютно все федеральные ведомства. Потому что каждое ведомство предоставляет свои услуги, которые должны переводиться в электронный вид, в этом смысле это процесс, в который должны быть включены все ведомства и органы исполнительной власти субъектов. Это процесс, который требует сложной координации и скоординированных действий. Искать виноватых не представляется возможным. Одного виноватого тут просто нет.

— К сожалению, за плохие результаты чиновников у нас не судят, — соглашается главный юрист экспертного центра Taxadmin.ru Артемий Николаев. — Подсудно будет только нецелевое расходование средств, а привлечь за то, что средства были потрачены в соответствии с законом, но безрезультатно, — у нас статьи нет.

В других ведомствах также поддерживают Минсвязи.

— Саботажа со стороны Минсвязи нет, хотя работать можно и чуть активнее, — рассказал «Известиям» высокопоставленный чиновник Минэкономразвития. — Просто в самом начале были приняты такие планы, что через 2 года мы вдруг станем электронными, не разбираясь, что для этого надо сделать, что необходимы регламенты, длительная кропотливая работа по налаживанию информационного обмена между различными ведомствами. Кроме того, менялось законодательство, концепции, в Минкомсвязи полностью обновилась команда. Сейчас они тщательно работают по каждому блоку «электронного правительства» — это более долгая работа, но она даст результат.

Александра Баязитова

Источник: izvestia.ru


Читайте также:

Добавить комментарий