В октябре 2014 года в Грузию из-за рубежа перечислено 123,9 млн дол., что на 8,7 млн (6,5%) меньше, чем за аналогичный период 2013 года. Такого в новейшей истории не было никогда. За весь период независимости, если что и росло как на дрожжах, вне зависимости от политической конъюнктуры, президентов и премьеров, лишь денежные переводы из других стран. Главная причина неуклонного роста – повальный выезд грузинских граждан за рубеж на заработки. По неофициальным данным, с 1992 года, из независимой Грузии, в поисках работы и лучшей доли, уехало около миллиона человек – огромная цифра для пятимиллионной республики. Большая часть перебралась в Россию.

Но с учетом кавказской специфики, чем больше уезжало людей, тем более широкой и полноводной становилось «река» финансовых переводов, потому что люди не прерывали связей с родителями, братьями, сестрами, родственниками, друзьями и даже соседями, которым тоже принято помогать, поскольку, как говорят в Грузии, «хороший сосед лучше дальнего родственника».

На Россию приходилось больше половины всех переводов, но в отношения РФ с западными странами ухудшились, ЕС и США ввели санкции, а нефть подешевела. Казалось бы, причем тут Грузия? Она стремится в НАТО, подписала соглашение об ассоциации с ЕС и вообще мало связана с Россией. По крайней мере, на видимом уровне — соглашения «О союзничестве и стратегическом партнерстве» с РФ Грузия, в отличие от своей бывшей автономии Абхазии, не подписывала и подписывать не собирается.
Но странная вещь: как только «поплыл» рубль, «поплыл» и лари. И падение грузинской национальной валюты феномен гораздо более удивительный и неожиданный, чем падение рубля. Потому что в отличие от рубля, лари жестко привязан к доллару условиями предоставления кредитов МВФ и иными хитроумными финансовыми механизмами «мягкой силы» Запада.

Однако лари неожиданно упал с 1,74 за доллар до 1,83. Россиянам такое падение может показаться несущественным по сравнению с обвалом рубля на 30-40%. Однако из-за увязки с долларом столь быстрого и существенного падения лари за последние 10 лет не было. Но главное, Грузия зависит от импорта продовольствия в гораздо большей степени, чем Россия. Поэтому даже не очень значительное падение лари сказалось на ценах в магазинах заметнее, чем ослабление рубля на ценниках российских прилавков.

Некоторые «эксперты» (а их в Грузии развелось в умопомрачительных количествах и масштабах) пытаются объяснить падение лари укреплением доллара по отношению к евро. Но серьезные экономисты считают такое объяснение маловероятным. Более существенно, по их мнению, на лари повлияло сокращение денежных переводов из России, ставшее неминуемым итогом ослабления рубля. На рубли в Грузии ничего не купишь, страна давно вышла из рублевой зоны, рубль к оплате не принимается, а в последнее время даже обменять рубль в тбилисских пунктах обмена валюты стало проблематично. То есть, «родственники, знакомые и соседи», высылавшие доллары (а не рубли) из Москвы и других российских городов, смогли выслать валюты гораздо меньше, чем высылали прежде. Так сократился приток доллара на грузинском финансовом рынке, доллары стали меньше менять на лари и грузинская валюта тоже «поплыла», подтвердив неприятную для грузинских политиков реальность: лари зависит от «самочувствия» рубля в гораздо большей степени, чем от доллара. Глубинная причина происходящего в том, что РФ, за последние 25 лет, приютила гораздо больше грузинских граждан, чем Европа и США вместе взятые. Поэтому оттуда и валютных поступлений гораздо меньше, чем из России.

Георгий Калатозишвили

Источник: vestikavkaza.ru


Читайте также:

Добавить комментарий