27 ноября на встрече с губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко президент Белоруссии Александр Лукашенко снова вспомнил о своей «русскости». «Мы же русские люди и должны договариваться», — заявил Лукашенко после того, как произнёс ряд резкостей в адрес российского руководства.

При этом 22 апреля сего года, выступая с ежегодным посланием белорусскому народу и парламенту, бессменный президент РБ выдвинул лозунг: «Мы не русские, мы белорусские». Как видим, применение Россельхознадзором санкций в отношении нескольких белорусских предприятий, продукция которых была признана опасной для здоровья, заставило Лукашенко на время вернуться к формуле «белорусы — это русские со знаком качества».

Впрочем, позиция официального Минска по вопросу о Крыме и Новороссии, а также «белорусизаторские» потуги Лукашенко внутри страны не оставляют иллюзий относительно приверженности Александра Григорьевича общерусской идее. Тема «русскости» используется руководством РБ лишь как предлог для выпрашивания у Москвы экономических преференций.

Весьма показательно, что за несколько дней до встречи Лукашенко с санкт-петербургским градоначальником министерство экономики РБ вынесло на общественное обсуждение проект «Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года», который предписывает «создать условия для увеличения сети групп в учреждениях дошкольного образования, в которых образовательный процесс осуществляется на белорусском языке», а также включает в число приоритетных направлений деятельности государственных органов «сохранение историко-культурных ценностей и исторической памяти народа, национально-культурной самобытности и традиций, расширение сферы применения белорусского языка».

В качестве конкретных мер, направленных на расширение сферы применения белорусского языка (и, соответственно, сужение сферы применения «великого и могучего»), проект называет «увеличение времени вещания телепрограмм Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь на белорусском языке на 25 процентов к 2030 году» и «расширение выпуска печатных изданий, включая учебные издания, на белорусском языке».

Таким образом, после серии реверансов «русского человека» Лукашенко в адрес «беларускай мовы» (на которой в сегодняшней Белоруссии почти никто не разговаривает), правительство РБ решило запустить очередную волну насильственной «белорусизации», причём её спонсором должна выступить Российская Федерация, на содержании которой вот уже 20 лет находится лукашенковский режим.

Следует отметить, что «евразийская интеграция», вопреки мнению узколобых «свядомых» активистов и советских патриотов, нисколько не мешает Лукашенко строить в Белоруссии очередную «Анти-Россию». Из проекта «Евразийский союз» выхолощено всё политическое содержание (не говоря уже об идеологической и идентитарной составляющих). По сути, «Евразийский союз» применительно к Белоруссии будет работать по принципу «экономические выгоды без обязательств».

Собственно, этот принцип является лейтмотивом российско-белорусских отношений все последние годы: Кремль вкачивает в Белоруссию огромные деньги, а взамен получает хамство со стороны белорусского руководства, антирусскую политику в гуманитарной сфере РБ, поддержку геополитических противников РФ (Грузии, Украины), поток идущей через Белоруссию контрабанды из стран ЕС и прочие сомнительные прелести.

Кроме того, недавнее заявление премьер-министра РБ Михаила Мясниковича о том, что «Евразийская экономическая комиссия — это какая-то бесполезная организация», а также странная фраза Лукашенко о возможности сотрудничества в формате «Европейский союз — Белоруссия — Евразийский союз» (РБ вообще-то является членом Евразийского союза, а не посредником между двумя организациями) наводят на мысль, что вступающий в силу с 1 января 2015 года Договор о создании Евразийского союза будет исполняться Белоруссией примерно так же, как вступивший в силу в 2000 году Договор о создании Союзного государства РФ и РБ.

Напомним, что проект «Союзное государство» предполагал, к примеру, введение в России и Белоруссии единой валюты, единого гражданства, унифицированного законодательства, проведение согласованной внешней политики. Однако претворение в жизнь почти всех пунктов Договора о СГ было саботировано президентом Лукашенко, что, впрочем, не помешало ему получать российские энергоносители по «союзным» ценам. Есть все основания полагать, что и «Евразийский союз» (даже в формате сугубо экономического объединения) останется организацией, существующей лишь на бумаге. Намечающаяся продовольственная война РБ с РФ, спровоцированная функционированием «белорусского продовольственного оффшора», лишний раз указывает на небеспочвенность нашего предположения.

В таких условиях остро встаёт вопрос о пересмотре политики России на белорусском направлении. Кремлю следует, наконец, признать горький, но очевидный факт: Белоруссия не является «стратегическим союзником» РФ, несмотря на риторику Лукашенко в духе «мы же русские люди».

Белоруссия последние несколько лет последовательно противопоставляет себя Русскому миру, причём как во внешней политике (непризнание Южной Осетии и Абхазии, неясная позиция по Крыму), так и во внутренней (проведение «мягкой белорусизации», прославление польско-литовских шляхтичей в качестве белорусских героев). Исходя из этого, Россия должна проводить в отношении Белоруссии жёсткую политику, направленную на защиту русских национальных интересов.

Необходимо поставить вопрос ребром: если вы, уважаемое руководство РБ, строите самостийную нацию, видящую свои корни в Великой Литве или Речи Посполитой, то ни о каких «особых отношениях», «союзных ценах», «безвозвратных кредитах» речи идти не может, пусть вас содержат союзники по «Восточному партнёрству»; если же вы признаёте, что Белая Русь вышла из древнерусской колыбели, а потому является неотъемлемой составляющей Русского мира, то давайте реализовывать договор о Союзном государстве.

При этом актуализация проекта «Союзное государство» должна сопровождаться, во-первых, привнесением в него общерусской идеологии, в рамках которой Белоруссия мыслится частью исторической России, во-вторых, чёткой артикуляцией того, что конечной целью российско-белорусской интеграции является инкорпорация Белоруссии в пространство русской государственности.

Если президент Лукашенко не готов сделать выбор в пользу Русского мира, то России следует активно работать с теми белорусскими общественно-политическими силами, которые на это готовы.

Кирилл Аверьянов-Минский, regnum.ru

Источник: regnum.ru


Читайте также:

Добавить комментарий