Что происходит с экономикой еврозоны, почему она никак не может оправиться от кризиса, снизить безработицу и подтолкнуть инфляцию? Пол Кругман, влиятельный экономист и лауреат Нобелевской премии по экономике, объясняет беды Европы расплатой за прежнюю безответственность. Но если кто-то решит, что безответственными были Франция, Италия или Греция, он окажется не прав, считает Кругман: на самом деле неправильно вели себя не они, а Германия.
Безусловно, оговаривается колумнист, нельзя отрицать, что в недавних проблемах Греции и Италии их вина, но Греция – это маленькая страна с уникальными фискальными трудностями, а кризис производительности в Италии хотя и имеет место, но все же не приводит к дефляции в еврозоне. Чьи действия действительно были безответственными, так это Берлина, уверен экономист.
«Если вы попробуете найти страны, политика которых явно выбивалась из общей линии перед кризисом и ранила Европу после него и которые отказывались учиться на ошибках, то все будет указывать на Германию», – подчеркивает Кругман.
В качестве примера для сравнения автор статьи берет Францию. Ее часто ругают за потерю конкурентоспособности, но у страны все не так плохо, как может показаться: у нее скромный дефицит торгового баланса, а ее дефлятор ВВП с 1999 года (введение евро как валюты) в среднем рос на 1,7% в год, что, во-первых, меньше роста удельных затрат на рабочую силу (1,9%), а во-вторых, близко к поставленным ЕЦБ целям (чуть менее 2%). В Германии же цены и затраты на рабочую силу увеличивались на 1% и 0,5% соответственно.
Источник: New York Times
«Таким образом, если в Европе и есть что-то похожее на проблему с потерей конкурентоспособности, то она в первую очередь вызвана политикой Германии «ограбь соседа»: она, в сущности, экспортирует дефляцию другим», – пишет экономист.
По мнению Кругмана, европейские лидеры слишком привыкли винить в своих общих бедах не те страны и не те политики, а потому, грозя той же Франции штрафами за недостаточное сокращение бюджетного дефицита, наказывают не тех.
«То, что мы видим, – чрезвычайно разрушительная сила плохих идей, – пишет колумнист. – Это вина не только Германии: она крупный игрок, но может проводить только дефляционную политику, потому что большая часть европейских элит поставила на одно и то же ложное утверждение. Приходится спрашивать: что должно случиться, чтобы реальность победила?»
Ира Соломонова
Источник: slon.ru