Россияне готовятся встретить Новый год и Рождество скромно. При этом, отказавшись от значительных трат на торжество и подарки и начав экономить на ежедневных расходах, люди все же планируют дорогостоящие и крупные покупки. К такому выводу пришли социологи, узнав о планах и настроениях россиян в преддверии новогодних праздников.
В этом году россияне готовы потратить на празднование нового года около 15,1 тыс рублей, что на 6% больше фактических затрат на новогодние праздники в прошлом году, выяснили эксперты компании Deloitt. В 2013 году люди потратили 14,2 тыс рублей, хотя изначально рассчитывали на гораздо большую сумму — 19,2 тыс рублей. Поэтому не исключено, что и в этом году россияне отметят торжество довольно скромно и в среднем потратят на 25-35% меньше, чем запланировали — от 9,8 до 11,3 тыс рублей.
В декабре россияне ждут скидок в магазинах и больших новогодних распродаж, говорится в исследовании. Однако эксперты, опрошенные корреспондентом сайта, не надеются на щедрость российских бизнесменов. «Несмотря на то, что кризисные явления в российской экономике проявятся уже в следующем году, население уже сейчас живет в ожидании чего-то плохого и старается рационально использовать свои деньги, — говорит старший аналитик ИГ «Норд-Капитал» Роман Ткачук. — Часть населения предпочитает потратить свои сбережения до Нового года, сделав крупную покупку (квартира, автомобиль, электронная техника). Поэтому, на мой взгляд, магазины не пойдут на массовые распродажи — скидки будут носить точечный характер, ведь товары, которые пользуются спросом, окажутся купленными даже по высокой цене».
Похожего мнения придерживается и руководитель аналитического департамента ФК AForex Артем Деев. Он полагает, что реальные скидки возможны только в рамках массовых мероприятий наподобие американской «черной пятницы». Если же распродажа идет в отдельно взятом магазине, то соответствие начальной цены рыночной можно проверить с помощью сервисов в Интернете, которые сравнивают предложения разных продавцов.
О том, что наши сограждане уже пытаются экономить на ежедневных расходах, говорят и социологи исследовательского холдинга «Ромир». Они выяснили, что постоянно растущая инфляция заставляет россиян отказываться от некоторых продуктов питания в пользу экономии семейного бюджета. За два года с момента проведения аналогичного исследования количество респондентов, экономящих на еде, увеличилось более чем в два раза.
В то же время доля тех, кто собирается сделать крупные и дорогостоящие покупки, выросла — если в 2012 году 27% опрошенных решили отказаться от таких трат, то в 2014-ом лишь 19% лишат себя подобного удовольствия. В частности, такие желания продиктованы потребностью в покупке новой бытовой техники и товаров иностранного производства, которые в следующем году могут существенно подорожать. Пока же, как уверяют представители бизнеса, они реализуют товары из старых закупок, которые были сделаны по более выгодному курсу валют.
«Большинство ритейлеров пока распродают остатки товарной продукции, закупленной по старому курсу, поэтому ценники еще не успели обновиться, — подтверждает генеральный директор интернет-гипермаркета детских товаров «Мамагазин» Марина Погодина. — В то же время потребители, наблюдая ежедневное обновление курса валют, осознают, что их рублевые накопления и текущий доход обесцениваются, и потому стремятся как можно быстрее их потратить, успев до повышения цен в магазинах». Видя подобное поведение, Марина Погодина предполагает, что существенного падения предновогодних трат не будет. Хотя в целом потребители будут более осторожными с покупками и станут дарить очень дорогие подарки реже.
Примечательно, что чаще всего отказываться от крупных покупок в целях экономии семейного бюджета приходится респондентам в возрасте 25-34 лет — в этой возрастной группе такой ответ был получен в каждом четвертом случае (26%). Кстати, представители этой же возрастной группы также чаще говорили о том, что им приходится отказываться от покупок одежды и трат на развлечения. Не исключено, что закредитованность достаточно высока именно среди россиян этого возраста. Поэтому сегодня им приходится порой даже тяжелее, чем старикам — цены растут, траты увеличиваются, и вместе с тем приходится выплачивать кредиты.
По данным «Ромира», самыми популярными способами борьбы с ростом цен стали перераспределение семейного бюджета в пользу еды и самых необходимых товаров, а также полный отказ от некоторых продуктов питания. При этом результаты опроса показали сокращение количества людей, кому приходится реже покупать одежду и меньше тратить на развлечения. В 2014 году такой ответ дали 17% респондентов, в 2012 году — 23%. Экономить на одежде и развлечениях несколько чаще приходится жителям небольших городов с населением 100-500 тыс человек — среди них такой ответ дал каждый четвертый участник опроса.
По словам экономиста, ведущего эксперта исследовательского холдинга «Ромир» Игоря Березина, есть несколько эффективных способов справиться с ростом цен в нынешней ситуации. Во-первых, нужно тщательно планировать семейные расходы и отказаться от импульсивных покупок. Во-вторых, стараться покупать дорогие продукты длительного хранения (кофе, шоколад и другие) и расходовать их экономно. «Видя акции типа «2 по цене 1», нужно внимательно следить, действительно ли указана нормальная цена за единицу товара или же она искусственно завышена, — добавляет эксперт. — При выборе бытовой техники лучше обратить внимание на прошлогодние модели, а одежду и обувь приобретать в конце сезона: зимнюю — в марте, а летнюю — в августе».
Также в этом году снизилось количество тех, кто оценивает свой доход как достаточный, чтобы не экономить ни на чем — лишь 7% респондентов ответили, что не отказывают себе ни в каких тратах, а два года назад доля таких ответов составляла 15%. Продавцы в свою очередь с тревогой смотрят на первый квартал 2015 года, когда остатки продукции будут распроданы, а поставщики неизбежно повысят оптовые цены. Это приведет к росту розничных цен, которые на фоне обесценивания рубля и падения покупательской способности приведут к застою на рынке торговли.
Юлия ТРУДНЕВА
Источник: dengi.76.ru