New York Times опубликовала журналистское расследование коммерческих интересов, стоящих за начатой в России программой «унификации школьных учебников». В основу расследования легли публикации российских СМИ, а также разговоры с представителями российского издательского бизнеса и авторами учебников.
В рамках этой программы перед началом этого учебного года из «федерального комплекта» учебников, разрешенных к использованию в российских школах, исключили почти половину книг.
Обоснования исключения учебников из «федерального комплекта» были самыми разнообразными — начиная от чисто бюрократических (издательства «не представили полностью все требуемые документы в требуемом виде») до идеологических. Например, учебник математики для начальных классов был исключен за «недостаточно патриотичные» иллюстрации к задачам — авторы использовали в оформлении образы Винни-Пуха, Карлсона, Белоснежки и других «иностранцев». Продукция некоторых некрупных издательств оказалась исключенной почти полностью, что привело их к разорению и закрытию.
Как отмечает New York Times, от процедуры сильно выиграло лишь издательство «Просвещение», из продукции которого было «забраковано» всего 5%. В результате «чистки» издательство увеличило свою долю на рынке учебников с 30% до 50-60%. Между тем, как выяснили американские журналисты, владеет этим издательством не кто иной, как Аркадий Ротенберг — человек, включенный в западные санкционные списки за свою близкую дружбу с российским президентом.
«Просвещение» до 2011 года оставалось государственным издательством, но затем было приватизировано, причем тогдашний премьер-министр Владимир Путин продал его за «смешную» сумму, эквивалентную чистой прибыли, приносимой издательством менее чем за два года. От участия в конкурсе были отстранены почти все частные издательства — хотя они были готовы предложить гораздо большие суммы.
После приватизации покупатель, ЗАО «Олма Медиа Групп», тут же перепродал «Просвещение» кипрской офшорной фирме, а затем кипрское «Просвещение» купило саму «Олму». Кипрские законы не обязывают раскрывать имена акционеров зарегистрированных там компаний, так что настоящие владельцы крупнейшего учебного книгоиздательства России теперь неизвестны. Однако известно, что деньги на покупку дал «Олме» банк Аркадия Ротенберга, а год назад он официально вошел в совет директоров этого издательства.
Источник: news.israelinfo.co.il