Международные организации говорят о нераскрытых убийствах журналистов в Бразилии и Сомали, но ни слова о Кавказе

Около 90% убийц журналистов выходят сухими из воды, говорится в докладе под названием «Вырваться из круга безнаказанности по убийствам журналистов», опубликованном во вторник на сайте организации: «370 журналистов были убиты в мире за период с 2004 по 2013 год, при этом уголовной ответственности за 333 из этих убийств не понес никто».

Тема актуальна и для России как таковой, и для кавказских республик в частности. В одном только Дагестане десятки убийств журналистов остаются нераскрытыми, несмотря на все попытки их коллег привлекать внимание к проблеме. «Похоже, следователи настолько попустительски относятся к работникам прессы, что даже не скрывают своего халатного отношения к их делам», — констатируют эксперты.

Доклад без сенсаций

«Отсутствие правосудия по делам об убийствах сотен журналистов в мире является на сегодняшний день одним из главных врагов свободы прессы. И хотя за последнее десятилетие внимание международной общественности к этой проблеме выросло, достаточных усилий для снижения уровня безнаказанности в преступлениях против прессы предпринято не было», — говорится на сайте CPJ.

По мнению комитета, «правительства стран должны продемонстрировать намного больше политической воли для выполнения международных обязательств по воздействию на высокий уровень целенаправленного насилия, которому регулярно подвергаются журналисты», – цитирует текст доклада РИА «Новости».

В докладе рассматриваются случаи проявления насилия по отношению к журналистам в таких странах, как Ирак, Сомали, Филиппины, Мексика и Россия. Самый высокий показатель отмечается в Сирии. Помимо этого в докладе приводится информация о странах, где наблюдаются улучшения: к ним относятся Колумбия и Бразилия.

На основании своих выводов Комитет по защите журналистов дал ряд рекомендаций, в том числе призвал национальные правительства и политических лидеров публично осудить все зафиксированные акты насилия.

«Чрезвычайно важно, чтобы правительства стран [где происходят убийства журналистов], а также система ООН предоставляли ресурсы и политическую помощь, чтобы вырваться из круга безнаказанности по убийствам журналистов», — цитирует газета Guardian одного из основных авторов доклада Элизабет Уитчел.

«Призыв есть, приказ тоже, а результат будет?»

В июле прошлого года было опубликовано официальное заявление Союза журналистов Дагестана, в котором говорилось: «Дагестанским журналистам небезразличны факты покушения не только на своих коллег, но и на представителей правоохранительных органов, государственных деятелей, членов муниципалитетов и органов самоуправления, представителей науки, образования, культуры, спорта и т.д. Союз журналистов возмущен продолжающимся планомерным уничтожением журналистов в Дагестане».

Но и после этого угрожать журналистам не прекратили, да и следствие эффективнее не стало. Самым вопиющим случаем остается циничное убийство журналиста Тимура Куашева, тело которого было обнаружено 1 августа этого года. Благодаря солидарному протесту родственников и коллег Тимура следствию не удалось «сторговать» версию о сердечной недостаточности молодого, активного, спортивного парня. Но других версий следственные органы так и не выдвинули.

На этом фоне еще более цинично выглядит приостановленное расследование дела об убийстве дагестанского журналиста Ахмеднаби Ахмеднабиева из-за «неустановления лица, совершившего данное преступление» (так объяснил ситуацию представитель пресс-службы республиканского Следственного комитета). Возникает логичный вопрос: а в чем тогда заключается работа следствия, если не в установлении того самого «лица, совершившего преступление»?

Юрист Батыр Ахмедов давно оказывает помощь журналистам. Он уверен, что нынешнее отношение следователей — результат многолетнего попустительства властей.

«В советские времена, если дело не было расследовано в течение определенного периода, следователя наказывали рублем. Если оказывалось, что дело расследовано некачественно и закрыто без весомой причины, можно было и вовсе остаться без работы. Как бы ни кляли правоохранительные и следственные органы того времени, их сложно упрекнуть в неэффективности», – уверен юрист.

«Нельзя допустить, чтобы забыли, нельзя допустить, чтобы замяли»

Председателю Союза журналистов Дагестана Али Камалову иногда самому приходится выполнять за следователей их работу — указывать на «незамеченные» улики. Его заслуга — подвижки по таким резонансным делам, как убийство главреда газеты «Согратль» Абдулмалика Ахмедилова 11 августа 2009 года и его коллеги из газеты «Черновик» Хаджимурада Камалова, убитого 5 декабря 2011 года.

Камалов уверен, только максимальное внимание прессы гарантирует эффективность следствия. «Мы не должны ни на секунду забывать о своих убитых коллегах. Если мы не защитим их, то не защитим себя, в первую очередь» – подчеркивает председатель дагестанского Союза журналистов.

Но надежда, как всегда, есть. Напомним, в середине октября Владимир Путин потребовал от следственных органов разобраться в гибели журналистов в Дагестане.

На ежегодной встрече президента с Советом по правам человека главный редактор «Кавказской политики» Максим Шевченко заявил, что «с 2000 года на территории Дагестана от рук разных преступников погибли 15 журналистов, ни одно преступление не расследовано».

Президент ответил, что «преступления против личности, тем более убийства, должны быть расследованы вне зависимости от того, какой профессиональной деятельностью занимался человек, погибший от рук преступников», хотя журналисты, «как правило, находятся на переднем крае».

Путин тогда пообещал: «Обязательно прямо сегодня обращу на это внимание руководителей следственных органов». Возможно, с подачи первого лица государства следственные органы все-таки начнут активнее выполнять свои должностные обязанности, вне зависимости от сложности дел.

Юлия Разбежкина

Источник: kavpolit.com


Читайте также:

Добавить комментарий