Запрет властей прибалтийских республик на въезд на территорию Шенгенской зоны для граждан России, в особенности представителей экспертного сообщества, приобретает новые формы. Если раньше руководство Литвы, Латвии и Эстонии не давало разрешения на въезд исключительно на территорию своих стран, то теперь Литва считает уместным подавать запрос на отказ на въезд в любую страну Шенгенского соглашения, как это произошло в случае с известным российским политологом Сергеем Михеевым. Несмотря на значительное расширение «черных списков» российских граждан со стороны стран Балтии, правительственные круги России не выступают с какими-либо ответными мерами в адрес этих стран. О том, с чем это связано, портал RuBaltic.Ru поговорил с известным российским телеведущим и членом Общественной палаты РФ Петром ТОЛСТЫМ.

— Пётр Олегович, в последние месяцы со стороны стран Балтии участились случаи отказа российским гражданам, особенно представителям экспертного сообщества, во въезде в Европу. Как Вы оцениваете такую политику стран Балтии?

— Прежде всего, надо сказать, что для людей, живущих в России, страны Балтии и Евросоюз – это абсолютно разные понятия, никак не соотносимые друг с другом.

Страны Балтии, безусловно, являются членами ЕС, но при этом они проводят значительно более агрессивную антироссийскую политику и занимают гораздо более резкую и непродуманную позицию в отношении России. Может, это как-то оправдывается сложной историей стран Балтии. А может, это просто издержки опыта независимого существования стран Балтии, который весьма невелик, в отличие от стран Евросоюза.

Поэтому, в любом случае, мы относимся к этому спокойно и с пониманием.

Конечно, никакие отказы во въездах кому бы то ни было со стороны властей трех прибалтийских республик никоим образом не могут повлиять на политику Российской Федерации.

— Как стоило бы реагировать России на подобные инциденты?

— Россия такая страна, которая не реагирует по мелочам. Мы не размениваемся на какие-либо «коммунальные» счеты. Мне кажется, если реагировать, то так, чтобы этой темы въезда и выезда вообще не стояло. Но я не думаю, что Россия будет обращать внимание на очередные недружественные идеи со стороны некоторых прибалтийских политиков. Прежде всего, потому что мы знаем, что это всё-таки политика, а не мнение подавляющего большинства граждан.

Общение граждан России с гражданами прибалтийских стран как раз происходит в Евросоюзе. То есть там, куда граждане этих стран уехали на заработки, и где они, пользуясь знанием русского языка, работают в кафе официантами. Так что с этим никакой проблемы у нас нет.

Мне кажется, что сами граждане стран Балтии, которые благодаря русскому языку нашли работу в Лондоне, Париже или Мадриде, весьма довольны тем фактом, что они являются частью русской культуры.

Те люди, которые не считают себя такой частью и всячески стараются разорвать последние связи с русской культурой, на мой взгляд, совершают ошибку, и мне их жаль. Доказательства этой ошибки последуют в ближайшее время на экономическом уровне, и думаю, что власти стран Балтии это почувствуют.

Потому что в современном мире экономические рычаги, как мне представляется, самые действенные. И я Вас уверяю, что никакой проблемы для общения и взаимодействия нормальных людей это не представляет.

— Как Вы думаете, могут ли подобные инициативы властей стран Балтии ухудшить в целом политические отношения между ЕС и Россией?

— Не могут. Потому что Россия сегодня видит в Евросоюзе очень много черт бывшего СССР, блоков СЭВ, Варшавского договора и так далее. Это связано с тем, что вся эта коллективная безответственность приводит к тому, что для России Евросоюз как понятие – это, безусловно, партнер по переговорам, но не центр принятия решений. Для России центром принятия решений остаются великие державы.

В данном случае, страны Балтии, при все прекрасном к ним отношении, никогда к таким державам не относились и не относятся. Поэтому никакие попытки балтийских политиков насолить России своей цели не достигнут.  

Елизавета Болдова

Источник: rubaltic.ru


Читайте также:

Добавить комментарий