Специальный советник генсека ООН по Кипру Эспен Барт Эйде заявил, что у него есть ряд идей по возобновлению переговоров о кипрском урегулировании между Республикой Кипр и турецкой общиной Северного Кипра.
Как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на телеканал Skai, с таким заявление советник генсека выступил после переговоров с президентом Кипра Никосом Анастасиадисом и лидером турок-киприотов Дервишем Эроглу. Однако Эйде сказал, что пока слишком рано раскрывать детали предложений, так как пока ничего не согласовано с обеими сторонами.
Советник генсека сказал, что привез предложения по деятельности, связанной с углеводородами. Он заметил, что запасы нефти и газа могут т быть как благом, так и проклятием.
Эйде отметил также, что стороны сами решат, будет ли тема добычи углеводородов внесена в повестку переговоров, однако, по его словам, в ходе бесед с Анастасиадисом и Эроглу стало ясно, что «лидеры двух общин согласились, что вопрос углеводорода будет частью общего будущего единого Кипра». При этом он добавил, что еще долгое время не будет никаких доходов от запасов углеводородов.
Есть согласие в отношении будущего, но почти нет никакого согласия в том, что касается настоящего, сказал он. На вопрос, когда могли бы возобновиться переговоры, Эйде ответил, что как можно скорее.
На вопрос, готова ли Турция вывести научно-исследовательское судно «Барбаросса» из исключительной экономической зоны Кипра до начала декабря, Эйде ответил, что Турция готова поддержать конструктивные идеи и что вопрос о судне является одним из пунктов.
Переговоры по кипрскому урегулированию были прерваны после того, как турецкое научно-исследовательское судно в сопровождении военных кораблей начало сейсморазведку полезных ископаемых в исключительной экономической зоне и на шельфе Кипра. Турция заявляет, что ведет исследования по соглашению с Турецкой республикой Северного Кипра, непризнанной мировым сообщество. При этом Анкара заявляет, что не признает Кипр.
По мнению греческой стороны, возобновить переговоры возможно будет только после того, как виновная в срыве переговорного процесса сторона перестанет нарушать международное право.
Источник: rosbalt.ru