Бараку Обаме и Владимиру Путину все-таки удалось накоротке пообщаться друг с другом на саммите АТЭС, хотя обстоятельства этому явно не способствовали. С утра американский президент проигнорировал традиционную встречу лидеров с Деловым советом форума, а на совместном фотографировании занял место на безопасном расстоянии от ВВП, которого организаторы поставили рядом с Си Цзиньпином. Оба лидера старались не смотреть друг на друга, но, тем не менее, нашлось нечто их объединяющее: для съемки в национальных одеждах Путину и Обаме выдали рубашки одинакового малинового цвета.

Благодаря саммиту АТЭС всю последнюю неделю пекинцы просыпаются с чистым небом над головой и имеют редкую возможность насладиться еще теплыми лучами осеннего солнца. Чтобы смог и пробки не испортили впечатление гостей от китайской столицы, властям пришлось пойти на беспрецедентные меры. Уже с 3 ноября около 1000 фабрик и заводов, расположенных на расстоянии до 200 км от Пекина, были закрыты. А жителям соседнего Тяньцзиня (это 14 миллионов человек) до окончания саммита придется сидеть с холодными батареями. Чиновники уверяют, что простые китайцы привыкли к подобному самопожертвованию: когда в 1972 году во время визита Никсона неожиданно выпал снег, 100 тысяч человек вышли на улицы, чтобы расчистить дорогу от его резиденции к Великой китайской стене. «Кроме того, есть и выигравшие: это например, школьники и госслужащие, которым власти устроили мини-каникулы, — рассказал корреспонденту «МК» Лю Ин, работающий на саммите волонтером, — Сейчас не регистрируются браки, не выдаются паспорта и даже не взимаются налоги».

По традиции в первый день форума главы государств встречаются с членами Делового совета АТЭС, в который входят представители крупнейших компаний региона (встреча проходила в закрытом для прессы режиме). «Из 21 лидера общение проигнорировали двое — премьер-министр Австралии Тони Эбботт и президент США Барак Обама», — рассказал журналистам банкир Андрей Костин. По его словам, участникам не пояснили, с чем связано их отсутствие, и бизнесмены были раздосадованы: Обама пропускает уже третью по счету встречу, тем самым демонстрируя пренебрежение к Деловому совету АТЭС.

В отличие от американского лидера Владимир Путин ни от кого не бегал, и, помимо обязательной программы, принял участие в одном из пленарных заседаний, где рассказал представителям бизнеса о перспективах сотрудничества со странами азиатско-тихоокеанского региона (АТР).

Президент подчеркнул, что в сейчас это направление является приоритетным для России. Правительству поставлена задача нарастить долю АТР во внешней торговле с 25% до 40% с одновременным увеличением в обороте несырьевых товаров. «Для их производства на Дальнем Востоке формируются территории опережающего развития, где будут созданы лучшие конкурентные условия», — пообещал ВВП. Он призвал азиатских инвесторов активнее принимать участие в совместных проектах и не обращать внимание на спекулятивные «скачки» рубля, поскольку происходящие события носят конъюнктурный характер и абсолютно не связаны экономическими факторами.

«Наши базовые показатели по золотовалютным резервам и платежеспособному балансу остаются на хорошем уровне. Это позволяет нам контролировать ситуацию без дополнительных экстраординарных мер: мы не собираемся вводить ограничения на движение капитала», — заявил Путин, добавив, что ЦБ продолжит «таргетирование» инфляции. Трудно сказать, как отнеслись к этим словам иностранные инвесторы, но российский рынок отреагировал моментально. Буквально через десять минут после выступления президента доллар и евро резко потеряли в цене.

При этом Путин то ли намеренно, то ли случайно назвал рубль «фактически свободно конвертируемым», и пообещал, что Россия и Китай скоро перейдут на расчеты в национальных валютах.

«Мы рассматриваем возможность вхождения китайских партнеров в одну из наших крупных добывающих компаний («Роснефть» — «МК»), и одним из условий этой сделки является расчет в юанях», — заявил он. Правда, России еще предстоит решить, что делать с таким количеством китайских денег. Но проблем, по мнению президента, скорее всего, не возникнет: полученные юани можно будет потратить на некоторые товары, например, сельхозпродукцию, которую в избытке производит Поднебесная.

Г-н Костин, в свою очередь, предположил, что в юанях могут быть заключены все новые контракты на поставку энергоресурсов в Китай. Причем, в качестве интересантов выступят не только нефтедобывающие компании, но и «Газпром». «Надеюсь, что со временем мы тоже сможем рассчитываться с китайцами в рублях. Несмотря на предпринимаемые усилия, рубль до сих пор не стал международным платежным средством, но сейчас настало время перейти рубикон», — сказал Костин, отметив, что дополнительный спрос на отечественную валюту поможет улучшить ее курс…

Самой зрелищной частью саммита АТЭС обычно является фотографирование лидеров в национальных костюмах страны-организатора. Эту традицию возобновили только в прошлом году в Индонезии, и до последнего момента было не ясно, захочет ли Китай поддержать ее почин. (В 2009 году в Сингапуре, в 2010-м в Иокогаме, в 2011 в Гонолулу и в 2012 во Владивостоке президенты снимались в скучных деловых костюмах).

К радости фотографов Си Цзиньпин решил, что шоу must go on. Причем самое настоящее шоу. По пути к «Водному кубу», над бассейном которого был сооружен помост для «Family Foto», кортежи встречали тысячи поющих и пляшущих китайцев. Деревья были щедро украшены огоньками, а само здание куба переливалось цветами и символикой АТЭС.

Для всех участников съемки организаторы пошили одинаковые рубашки в китайском стиле, при этом Обаме, Си и Путину достались наряды малинового цвета. Российский президент на фотографирование, как водится, опоздал. Впрочем, на этот раз у него была уважительная причина: встреча с премьер-министром Малайзии, на которой обсуждался ход расследования крушения малазийского «Боинга», сбитого летом над Украиной. На подиуме ВВП досталось место поближе к китайскому лидеру и подальше от Обамы, тем не менее президенты, как сообщили свидетели, успели пообщаться друг с другом по дороге на торжественный ужин.

Китайские повара решили учесть религиозные предпочтения гостей и не злоупотреблять традиционными специями и острыми соусами. В халяльном меню, состоявшем из четырех блюд, не было ничего жареного и соленого, не говоря уже о консервантах и красителях. «Беспроигрышным блюдом была рыба, ее едят все», — сообщил один из участников ужина.

Елена Егорова

Источник: mk.ru


Читайте также:

Добавить комментарий