Руководствуясь принципом «враг моего врага — мой друг», Каир начал последовательную работу по созданию в Восточном Средиземноморье нового геополитического альянса против Анкары. Кроме Египта, в альянс вошли Греция и Кипр. Кульминацией антитурецких действий египетских властей стало подписание трехсторонней декларации, в которой, ко всему прочему, как пишут кипрские СМИ, «осуждена турецкая провокация в кипрской исключительной экономической зоне».
Отношения между Каиром и Анкарой ухудшились после свержения президента Египта Мухаммеда Мурси и последовавших за этим кровопролитных столкновений. Будучи премьер-министром Турции, Реджеп Эрдоган резко осудил действия египетских военных против сторонников свергнутого президента. Представители турецкого руководства заявляли, что «отстранение демократически избранного главы государства» противоречит закону и нанесет крупный ущерб стране, ее экономике и демократическим процессам. Эрдоган указывал даже на необходимость созыва срочного заседания Совета Безопасности ООН, посвященного исключительно ситуации в Египте.
Турция и Египет в августе 2013 года отозвали своих послов для консультаций. В ноябре Египет объявил турецкого посла Хюсейна Авни Ботсалы персоной нон грата, а Турция — египетского посла Абдуррахмана Селахаддина.
Еще одной немаловажной причиной ухудшения отношений между двумя государствами стала позиция новых египетских властей по палестинскому вопросу. Руководство Египта выступило с мирной инициативой, которая предусматривает перемирие и последующие переговоры между конфликтующими сторонами. Израиль принял предложение о перемирии, но движение ХАМАС после долгих дискуссий отвергло этот план.
Эрдоган 18 июля выступил с резкими комментариями в адрес руководства Египта, назвал египетского президента Абделя Фаттаха ас-Сиси «тираном» и заявил, что «на Каир нельзя полагаться в переговорах по перемирию». В ответ МИД Египта заявил, что «возмутительные» высказывания Эрдогана продиктованы «узкими идеологическими интересами», которые связывают турецкого премьера с организацией «Братья-мусульмане».
Первые попытки создать новый альянс начались еще в сентябре в Нью-Йорке, где в рамках 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН встретились министры иностранных дел Египта, Греции и Кипра. Как сообщает газета Financial Mirror, вторая встреча в данном формате состоялась 29 октября в Никосии.
Высокопоставленные чиновники Греции, Кипра и Египта утверждают, что сближение трех стран не направлено против третьей страны. Однако издаваемая в Лондоне газета Al-Arab пишет, что «новый альянс создан Каиром, чтобы противостоять амбициям Турции и отомстить за враждебную политику».
Газета Al-Arab со ссылкой на египетские дипломатические источники также пишет: «На протяжении долгого времени Египет пытался оживить свой союз с Грецией и Кипром, для того чтобы восстановить свои законные права по добыче природного газа в Восточном Средиземноморье. Также союз Турции с „Братьями“ и Катаром для вмешательства во внутренние дела Египта вынуждает власти принять меры». Источник газеты заявил, что между Кипром и Египтом нет никаких противоречий в вопросе морских границ, однако с Израилем проблемы остаются.
Комментируя саммит трех стран, профессор Каирского университета Тарик Фахими заявил: «Саммит 8 ноября имеет четкое послание для Турции и Израиля. Анкара, создавая альянс с Катаром и другими странами, хотела оказывать политическое давление на Каир, однако сейчас, когда египетские власти создали альянс со странами, с которыми у Турции имеются противоречия, Анкара сама оказалась под давлением». По мнению Тарика Фахими, Каир также дает понять Израилю, что «он больше не намерен терпеть незаконную добычу газа Израилем в Восточном Средиземноморье и что Израиль должен придерживаться взятых на себя обязательствах в Кэмп-Дэвиде».
Тем временем, Турция продолжает поддерживать находящихся в оппозиции к ас-Сиси «Братьев-мусульман». Так, 15 сентября телеканал CNN Turk сообщил, что организация «Братья-мусульмане», возможно, откроет штаб-квартиру в Турции. «В понедельник Катар выслал из страны нескольких лидеров „Братьев-мусульман“, которые нашли в нем убежище после военного переворота в Египте. Теперь они ищут себе новое место для штаб-квартиры, которым, с большой долей вероятности, может стать Турция», — сообщает телеканал, отмечая, что в настоящее время в Турции находятся некоторые лидеры организации. Однако до сих пор штаб-квартира так и не открыта.
Абсолютно очевидно, что ответные меры Анкары не ограничатся исключительно поддержкой «Братьев». Весь Ближний Восток, а быть может и весь исламский мир станет площадкой конкуренции между Каиром и Анкарой.
Между тем, маловероятно, что президент Эрдоган откажется от своей явно антиизраильской политики и пойдет на сближение с Тель-Авивом ради достижения экономических и политических выгод. Вместо этого Эрдоган может оказать политическое давление на Каир посредством главных спонсоров режима ас-Сиси — Саудовскую Аравию, ОАЭ и Кувейт, которые выделили на его поддержу 12 миллиардов долларов.
Памир Зиярмаль
Источник: mgimo.ru