До какого предела продолжится падение рубля, есть ли смысл вкладывать деньги в евро и доллары, выгодно ли правительству корректировать бюджет, рассуждает доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории СПбГУ Виктор Рязанов.

— Центробанк отпустил рубль в «свободное плавание». Каковы будут последствия такого решения?

— Центробанк считает, что такие действия приведут к уменьшению спекулятивных атак на рубль. Однако я уверен, что это заблуждение. Спекуляции вокруг рубля продолжатся. Не стоит спешить переходить к рыночному ценообразованию в условиях, когда экономика находится в фазе стагнации и под гнетом санкций. Так или иначе это приведет к еще большему снижению курса рубля.

— До какого уровня?

— Прогнозирование курса рубля — нелегкая задача. На ситуацию влияют разнонаправленные факторы. Сказывается падение цен на нефть — с июня стоимость барреля упала со $115 до $85, то есть примерно на 25%. Курс рубля сократился с 34,5 до 42-43, то есть на 24%.Рубль вел себя в эти месяцы как типичная «нефтяная валюта».

Поскольку серьезными валютными активами — свыше 400 млрд долларов — обладает Центробанк, крайне важна его позиция на рынке. Но ЦБ сократил свое участие в валютных торгах. Из-за этого падение рубля ускорилось.

Кроме того, ключевую роль сыграли спекулятивные настроения. Сейчас общая игра ведется на понижение курса рубля.

В целом, если исходить из политической и экономической ситуации в стране, то вероятность падения рубля высока. Но все будет определяться степенью участия Центробанка, сказать точно, сколько будет стоить евро или доллар, никто не возьмется.

— Если санкции отменят, произойдет ли укрепление рубля?

— Санкции не оказывают прямого воздействия на курс рубля. Но из-за того, что они были введены, наши банки лишены доступа к дешевому рынку кредитов в Европе. Cегодня же, когда наступает срок платежей (а в эти месяцы они составили $53 млрд), банки вынуждены покупать валюту на внутреннем рынке, чтобы рассчитаться с долгами. Это дополнительно приводит к падению курса рубля.

Что же касается контрсанкций, то они как раз стабилизируют рубль — благодаря им мы стали импортировать меньше товаров из-за рубежа.

— Но ведь российские производители, по сути, не заняли освободившиеся ниши. Товары по-прежнему завозят из-за границы, только из других стран.

— За 9 месяцев импорт уменьшился почти на 6% — это несколько десятков миллиардов долларов. По всем оценкам, это произошло из-за того, что мы стали меньше покупать товаров на Западе. Промышленное производство демонстрирует оживление, если государство окажет поддержку, это запустит экономику. Хотя вы правы, импортозамещение по большей части происходит за счет других импортеров, а не собственной продукции.

— Депутат ГД Олег Нилов ранее выступал с предложением, чтобы не менее 50% продовольственных товаров в торговых сетях были отечественного производства. Реально ли это в нынешних условиях?

— К сожалению, административные меры мало помогут, ведь их всегда можно обойти. В программе импортозамещения должно принимать участие не только государство, но и потребители. Чем больший интерес к российской продукции они будут проявлять, тем интенсивнее будет развиваться производство. Последнее приведет к увеличению числа рабочих мест, росту пенсий, стипендии. Нужна программа поддержи отечественного производителя. Она есть, к примеру, в Америке. Называется «Покупай американское». Согласно последнему соцопросу, 80% американцев согласны приобретать товары, произведенные в своей стране, даже если их стоимость выше импортных аналогов на 50%.

— Когда вы говорите о программе, то имеете в виду маркировку на продуктах и специальные вывески в магазинах?

— Да — броские вывески, листовки на отечественных товарах. Но и это еще не все. Важна заинтересованность бизнеса в том, чтобы поддержать государство. Американские промышленники переводят производство из других стран обратно в США и платят налоги в своей стране. По данным опросов, вернуть производство в штаты готовы 45% бизнесменов. Да, товары, выпущенные в Америке, будут дороже. Но потребители готовы за это платить, чтобы поддержать отечественных производителей. Нам нужно перенимать опыт в этом направлении.

Вспомните импортозамещение 1999-2001 годов. Тогда за счет развития собственного производства удалось вытащить страну из тяжелого экономического кризиса и перевести в фазу устойчивого роста. Прирост ВВП до 2008 года составлял 7% в год. Это неслучайно — россияне предпочитали покупать отечественную продукцию. Она была дешевле и качественнее импортной: в ней было очень мало искусственных добавок. Сейчас самое время вспомнить об этом.

Конечно, чтобы запустить процесс импортозамещения, нужен комплекс мер по стимулированию бизнеса — необходимо ввести налоговые льготы, снизить ставки по кредитам для предприятий. Также необходим госзаказ на инфраструктурные проекты. Вот только вся проблема в том, что нам не хватает техники и технологий. Это тот ресурс, без которого проводить импортозамещение во всех отраслях невозможно.

— Какие действия властей, кроме технического вливания денег, помогут сдержать падение рубля?

— Центробанк должен, прежде всего, сократить объем спекулятивного давления на валютный рынок. Для этого целесообразно ввести налог навалютные сделки, как это предполагается сделать в ЕС. В прошлом году объем валютных сделок превысил 200 триллионов рублей. Это в несколько раз больше годового объема ВВП. Проблема в том, что приобретается в десятки раз больше валюты, чем необходимо для обслуживания внешнеэкономических операций. И основной объем — за счет валютных спекулянтов. У них в распоряжении сотни миллиардов долларов. Еще было бы целесообразно ввести обязательную продажу валютной выручки экспортерами, как это было сделано после дефолта 1998 года.

Нужно также ввести налог на вывоз капитала. Ведь у нас уже 80 млрд вывезено из страны.

Не исключены и более радикальные меры — использование ограниченийна трансграничные операции с валютой. Когда был Азиатский кризис (1997-1998 гг), Малайзия ограничила переводы капитала и благодаря этому остановила спекулятивные атаки на национальную валюту.

Нужно делать ставку не только на рыночные меры. В противном случае, если использовать только рыночные методы, то мы можем стабилизировать рубль, скажем, до 100 за доллар. И что? Лучше от этого не будет.

— ЦБ повысил ключевую ставку на полтора процента. Это улучшит ситуацию?

— ЦБ показывает, что хранить вложения в рублевых активах станет выгоднее. Это создает экономические ограничения для перевода активов в долларовые. Но повышение процентной ставки мало что изменит в улучшении общей экономической ситуации. На локальном этапе оно временно собьет спрос. Но валютные спекуляции не исчезнут и на них все равно можно будет заработать больше, чем на рублевых активах.

— Самый волнующий ныне вопрос — в какую валюту стоит вкладывать деньги? Можно ли еще как-то спасти свои сбережения?

— Традиционный совет известен — деньги держать в разных валютных корзинах. Но во-первых, есть золотое правило — хранить деньги в той валюте, в какой вы ее тратите. Если большие суммы, то резон «перебрасывать» их в евро и доллары есть. А если небольшие накопления, то покупать иностранную валюту трудоемко и бессмысленно.

Во-вторых, все валюты, включая доллары и евро, необеспеченные. В этом смысле они мало чем отличаются от фантиков. Главное ихобеспечение — наше доверие, а оно завтра может исчезнуть.

Я бы посоветовал россиянам вложить деньги в улучшение бытовых условий, к примеру, купить квартиру для себя, сделать ремонт. Потратить накопления на лечение — внести вклад в собственное здоровье. Я считаю, это наиболее правильный способ распорядиться деньгами.

— Почему, на ваш взгляд, правительство настаивает именно на таком секвестре бюджета, когда меньше всего страдает ВПК, в то же время урезаются расходы на медицину?

— ВПК страдает в меньшей степени, потому что сейчас такая ситуация в мире. Нужны свои «аргументы». Надежная армия. На этом экономить не следует. Кто экономит на своей армии — кормит чужую. Однако я не считаю, что нужно сокращать расходы на медицину. С точки зрения преодоления стагнации такие методы необоснованы. В период кризиса государство не должно экономить на своих расходах и бояться тратить больше средств на социальные нужды, даже если возникает опасность бюджетного дефицита.

— Известно, что проект бюджета разрабатывали еще летом, тогда как контрсанкции ввели позднее. Выгодно ли властям корректировать бюджет сейчас?

— От падения рубля выигрывает, как ни странно, правительство. Оно получает большую часть экспортных доходов в рублевом эквиваленте, и расплачиваясь по социальным обязательствам. Поэтому корректировать бюджет властям не выгодно.

Антонида Пашинина

Источник: rosbalt.ru


Читайте также:

Добавить комментарий