На востоке Украины возобновились активные бои. Российский президент Владимир Путин стремится скомпрометировать Запад. Однако многие немцы на его стороне — частично это связано и с одной скверной традицией.
Странно, насколько сильно картина России в головах немцев определяется желаниями и стремлениями, и насколько мало — действительностью. Сюда же добавить следует уважение, возможно даже страх перед размером российской империи и «грубым языком» ее политики. Немцы забыли, что такое настоящая власть и отвыкли от слов «реальной политики». Они внушают им страх. Они вызывают у них тайное восхищение — и все это в одну и ту же минуту. Добавить сюда следует также немецкую традицию не замечать народы и государства между Берлином и Москвой/Санкт-Петербургом и позволять определять их судьбу исключительно правителями в обеих столицах — точно так же, как это было при прусских королях и при царях, а позднее при Отто фон Бисмарке и Александре Горчакове.
Право на самоопределение народов, проживающих на территориях между Германией и Россией, которые обладают тем же правом на свободу и независимость, как и сами немцы, в сознании многих соотечественников выражено менее ярко, чем можно было бы надеяться. Некоторым из них славяне кажутся еще какими-то рабами — конечно же, если речь не идет о российских народах.
Иначе вряд ли можно объяснить то, как мягко многие немцы относятся к действиям Кремля, нарушениям норм международного права, и как быстро они соглашаются с тем, как в обход Украины решается, что Москве разрешено делать, а что нет.
Медленная «дезападизация» страны
Картина России определяется еще одним аспектом — медленной «дезападизацией» страны. Чем больше негатива и недоверия в отношении немцев к Америке, чем меньше они ценят старые связи, чем больше они разочаровываются в Вашингтоне и охотно позволяют себя разочаровывать — хотя это похоже на мазохизм, — тем больше они готовы преуменьшить роль старых систем безопасности и увидеть в них даже оружие, направленное против России. То, что НАТО с момента своего создания является оборонительным союзом, который никогда не думал о завоеваниях и который после 1990 года предлагал России членство, не интересует многих немцев.
Русские это чувствуют и, со своей стороны, следуют старой традиции времен холодной войны. Они пытаются вбить клин между Европой и Америкой. Но они держат Украину в своем кулаке и не отпустят ее так быстро, если вообще отпустят. Ответом Запада на такие действия не может быть пожимание плечами и переход к стандартной повестке дня. Даже если бы многие в Германии этого хотели. К чему приводят отсутствие мужества и соглашательство, континент однажды уже видел. Одной политики умиротворения, пожалуй, недостаточно.
Жак Шустер
Источник: inosmi.ru