Россия уже давно совершает шаги по направлению к сближению с Китаем вообще и использованию его в качестве альтернативного покупателя газа в частности. Это наш естественный партнер, с которым мы начали выстраивать отношения не вчера и не позавчера. Еще у СССР с Пекином были не только политические, но и экономические отношения. Просто сейчас это приобрело дополнительную остроту, в том числе — по политическим причинам.
Но тут есть несколько сложностей. Во-первых, для того, чтобы Китай стал крупным покупателем нашего газа, туда необходимо как минимум провести трубу. Пока что ее нет, и китайцы не особенно рвутся финансировать строительство. Так что встают проблемы и чисто технологические, потому что длина трубопровода должна быть не два километра, и финансовые. Проект оценивается минимум в 55 миллиардов долларов, и мы знаем, как у нас дорожает любая стройка после начала строительства.
Во-вторых, хотя Евросоюз и выступает иногда как единое целое, газ у нас покупают отдельные конкретные страны, с которыми заключены разные договоренности и поддерживаются разные отношения. Свидетельством этому служит продолжающееся строительство Южного потока, который одни страны одобряют, другие нет, а третьи колеблются. То есть это все-таки диверсифицированные покупатели. А в случае с Китаем мы подвешиваем себя на единственный крючок, что может быть довольно опасно.
Но кроме этого Европа является крупным партнером для России не только в плане покупки сырья, основы нашего экспорта, но и в сфере привлечения в Россию инвестиций и представления кредитных ресурсов. Значительная часть наших кредитов приходится именно на Европу, и сейчас эта ситуация сказывается на наших банках, являясь одной из причин девальвации рубля. И Китай в этом смысле едва ли может быть альтернативой. Он полностью ориентирован в этом отношении на США, покупает американские облигации и никогда не проявлял интереса к тому, чтобы менять подход и начать кредитовать российские компании и бюджет.
Но самое главное — это наше партнерство с Европой в плане модернизации, которая нужна России, как воздух. На Западе мы можем покупать новые технологии и оборудование, а в Китае самая современная техника — это все-таки реплики того, что производится в США и Европе. Яркий пример этого — китайский автопром. Он последнее время очень бурно развивался, его ждет неплохое будущее, но прямо сейчас по качеству и надежности он уступает даже нашему «Автовазу». Так что ориентироваться на Китай в плане модернизации не представляется возможным.
Андрей Нечаев
Источник: rosbalt.ru