Фокус следствия может переместиться на технических ревизоров из Госкорпорации по организации воздушного движения.
Локаторы в аэропорту Внуково не соответствуют установленным для них требованиям. Это следует из инспекторского предписания Ространснадзора от 7 ноября (его копия есть у «Известий»), вынесенного спустя 2,5 недели после катастрофы, в которой погиб президент французской нефтяной компании Total Кристоф де Маржери.
«Радиолокационный локатор обзора летного поля Terma Scanter 2001 и подсистема обзора и контроля летного поля A-3000 (программное обеспечение) не в должной мере отвечают основным функциональным требованиям, рекомендуемыми «Руководством по усовершенствованию систем управления наземным движением и контролем за ним», — сказано в предписании, направленном Владимиру Ужакову, директору столичного филиала Госкорпорации по ОрВД (управляет воздушным движением, ее диспетчерские пункты есть в каждом аэропорту. — «Известия»). — Согласно методике, приведенной в данном руководстве, по сложности конфигурации аэродрома Внуково классифицируется как T-27:3(С)(Н), что соответствует IV уровню автоматизации. IV уровень автоматизации предполагает, что система должна самостоятельно проводить наблюдения, маршрутизацию, управление и контроль за движением на рабочей площади аэродрома».
Источник, знакомый с ходом проверки, в разговоре с «Известиями» отметил, что оборудование в аэропорту не в полной мере соответствует требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
— Это оборудование должно полностью соответствовать требованиям ИКАО, — объяснил собеседник. — Данный локатор не автоматизирован. Диспетчерам приходится самим «привязывать» борты. То есть, согласно требованиям, оборудование должно само определять, что именно появилось на взлетно-посадочной полосе: воздушное судно, какая-то машина или стая птиц. А сейчас диспетчеры делают это вручную. Используемый во Внуково локатор можно не менять, а просто модернизировать. Но если госкорпорация по ОрВД откажется это сделать, то дальше процесс будет развиваться уже в суде.
Указанные в предписании сроки проведения проверки — «с 21 октября (в ночь на 21 октября произошла катастрофа с бизнес-джетом Falcon 50 компании Total. — «Известия») по 19 ноября 2014 года». Как сказано в предписании, основанием для проверки стало нарушение Федеральных авиационных правил «Организации воздушного движения в РФ» (утверждены Минтрансом в 2011 году) — именно пп. 2 п. ст. 12.3.4. В нем сказано, что диспетчерские автоматизированные системы должны формировать и отображать «план полета, данные управления и координации своевременно, точно и легко распознаваемым образом, а также с учетом аспектов человеческого фактора». Кроме того, в подпункте говорится, что системы связи, навигации, наблюдения и другие системы и оборудование, имеющее важное значение для безопасности полетов, должны сопровождаться документацией о последствиях отказа и ухудшения характеристик, отвечать установленным требуемым уровням надежности и готовности, предусматривать меры контроля вероятности отказов и надлежащие системные средства и т.п.
До 10 февраля 2015 года, согласно предписанию, должны быть приняты «необходимые адекватные меры по устранению данного нарушения», сказано в предписании. В пресс-службе Госкорпорации по ОрВД от комментариев отказались. Представитель аэропорта Внуково Елена Крылова от комментариев отказалась.
В конце октября председатель совета директоров ОАО «Международный аэропорт «Внуково» и совладелец аэропорта Виталий Ванцев рассказывал о локаторе изданию РБК:
«А вообще кто должен был покупать эту «Систему обзора летного поля» (локатор)? Аэропорт Внуково сам вынужден был купить. Мы не специалисты в ОрВД, мы специалисты в аэропортовом бизнесе, но видя то, что на нашем аэродроме нет такого локатора, мы его сами купили и с большим трудом передали в госкорпорацию ОрВД, чтобы они могли его использовать. Купили мы его еще в 2008 году, а сумели передать в госкорпорацию только в августе 2013 года, а они ввели его в эксплуатацию только в феврале 2014 года».
В начале ноября авиадиспетчеры, работающие во Внуково, уже жаловались на неточное оборудование. Они требовали временно вывести из эксплуатации локатор обзора летного поля, который выдавал, по их мнению, неверную информацию о находящихся на взлетно-посадочных полосах объектах. Диспетчеры заявляли, что за две недели работы они 10 раз закрывали аэродром для взлета и посадки и отправили на второй круг более 40 самолетов. По их информации, локатор постоянно выдавал неверную информацию.
-На экранах появлялись метки, что на полосах находится неопознанный транспорт, — рассказывал «Известиям» один из диспетчеров. — В итоге мы вынуждены были прекращать работу и направлять на летное поле службу проверки. Однако ни разу посторонние объекты обнаружены не были.
На данный момент в рамках расследования авиакатастрофы во Внуково по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности на транспорте») арестованы пять сотрудников аэропорта: авиадиспетчер Александр Круглов, ведущий инженер аэродромной службы Владимир Леденев, диспетчер-стажер Светлана Кривсун, руководитель полетов Роман Дунаев и водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко. Кривсун и Дунаев находятся под домашним арестом, все остальные — в СИЗО.
Адвокат Мартыненко Александр Карабанов сказал «Известиям», что результаты проверки Ространснадзора могут значительно повлиять на ход дела.
— В данной трагедии человеческий фактор, конечно, имеет место, он не был подстрахован системой. Здесь ответственность должна быть соразмерна тем нарушениям, которые были выявлены. Первоначально на Владимира Мартыненко пытались возложить всю ответственность. Но если система вышла из строя, то обвиняемыми должны быть и те должностные лица, которые проводили профилактическую работу для поддержания работоспособности этих приборов, то есть представителей Госкорпорации по ОрВД, — поясняет адвокат Мартыненко Александр Карабанов. — Сейчас Мартыненко грозит до 7 лет лишения свободы, но если выяснится, что причиной катастрофы стала неправильная работа оборудования, то он может быть признан невиновным или понести минимальное наказание, например штраф.
— Это очень серьезное обстоятельство, которое может напрямую повлиять на ход дела, — согласен руководитель коллегии адвокатов «Жорин и партнеры». — Чтобы привлечь лицо к уголовной ответственности, необходимо сначала доказать вину и потом определить ее степень. Если вина не доказана, то подсудимый от уголовной вины освобождается. Соответственно, если аэропорт должен был быть оснащен определенным оборудованием, а этого сделано не было, то тоже нужно будет разбираться, почему так произошло. В этой связи круг виновных лиц может быть серьезно расширен.
Мария Амирджанян
Источник: izvestia.ru