Почему проиграна Украина? Да потому, что новая «внешнеполитическая концепция» говорит о soft power, но сложно представить, как Россия собирается использовать силу «мягкую», не имея силы «жесткой». И ладно бы настораживало только это. Сам по себе порыв сеять в разжиженных умах американцев и развращенных душах европейцев «разумное доброе вечное» — прекрасен. Вот только непонятно, как можно говорить о себе миру, не определившись, «кто мы» внутри страны.
Что имеется в виду? А то, что за исключением Россотрудничества и телеканала Russia Today никакого российского лобби в Америке не существует. По крайней мере, так, как существует оно по всему миру благодаря Госдепу США у американцев. Они устраивают оранжевые революции и арабские весны только и исключительно с помощью когнитивного воздействия на умы и души элит и плебса.
Так что такое «мягкая сила»? Джозеф Най определял ее через возможность влиять на народ или нацию с помощью языка и культуры. То есть, кто владеет умами и душами населения, тот и правит. В США эти технологии давно отработаны – этим занимаются сразу несколько ведомств, но главным образом Государственный департамент Соединенных Штатов Америки. Почему в России до сих пор не создан подобный институт когнитивного воздействия?
Западная цивилизация на протяжении последних ста лет перенесла три тяжелейших войны не имеющих аналогов в мировой истории. Победа в последней – «Холодной» — войне ознаменовала новый этап в развитии всего человечества. Этап, когда западный образ жизни и ценности становятся не только доминирующими, но и единственно верными. Правда, вскоре эйфория от победы сменилась предчувствием новых вызовов – Исламская и Синская цивилизации в основном не тронутые глобальными потрясениями века двадцатого, вступили в век двадцать первый если не фактическими, то наиболее вероятными конкурентами Запада. Понадобилось что-нибудь придумывать. И, предчувствуя это, еще в 1938 году США создают Foreign Agents Registration Act или FARA – закон об иностранных агентах. Так, согласно документу закон требует, чтобы иностранные агенты, представляющие в американской политике иностранные правительства, а также зарубежные физические и юридические лица, раскрывали свои занятия и источники финансирования. При этом США пользуется тем, что в большинстве стран подобные законы или не приняты или принимаются только-только, как в России, например. Так, в 2006–2007 гг. расходы администрации президента России на российское лобби в Соединенных Штатах составили всего 2,8 млн долл. США. В частных разговорах представители лоббистских фирм в США выражают недоумение отсутствием российского лобби в Вашингтоне. Даже в условиях обострения отношений и санкций в сторону Росси, подавляющее число членов Конгресса и Госдепартамента США активно призывают к расширению сотрудничества двух стран. Если Россия действительно заинтересована в налаживании стратегического альянса с Америкой, то нужна постоянная работа в этом направлении со стороны серьезных лоббистских структур.
Такой структурой могло бы стать Россотрудничество. Однако работа в этом направлении практически не ведется. Отношения с Россией поддерживает значительное, но все же меньшинство русского мира в старом зарубежье. Эмигранты относятся к Российскому государству с недоверием. И, в общем, их можно понять. Так, около 64% русскоязычного населения Америки имеют научную степень бакалавра или выше. 80,3% имеют диплом об окончании средней школы, в то время как у других иммигрантов этот показатель не превышает 67%. Зачем им возвращаться или играть на поле русских интересов?
Мы пока ничего не делаем для «русского лобби» в Соединенных Штатах, хотя компания Qorvis MSL LLC с 10 июля этого года намерена лоббировать интересы компании «Новатэк» в том, что касается «Акта о предотвращении российской агрессии», президентского указа 13662, который блокирует собственность лиц, причастных к дестабилизации ситуации в Украине, а также «вопросов и обеспокоенности», касающихся кредитования и глобального энергетического рынка. То есть медведь просыпается, но делать пока ничего не делает. Русская (многомиллионная) диаспора в США раздроблена и не консолидирована. В отличие, например, от политики Кореи в этом отношении: немаловажную роль в поддержке корейских диаспор играют государственные фонды Республики Кореи. Сфера их деятельности имеет широкую направленность — от поддержки молодых ученых корейского происхождения до развития национальной культуры и поддержания имиджа страны в мире.
И тут мы подходим к главному вопросу – почему такие фонды у нас существуют, но не работают столь продуктивно и столь активно. По данным заместителя главы МИД России, на март 2009 г. «за рубежом проживает около 30 млн. человек российских соотечественников». По данным на 2004 г., на территории исторической России за пределами ее государственности проживали 23–24 млн., из них, по официальным данным, 6–7 млн. — в дальнем зарубежье. Однако, численность русского мира в дальнем зарубежье вряд ли превышает 4–5 млн. человек, остальные — это русскоязычные, не соотносящие себя с ценностями русской цивилизации. Часть русских возвращается на родину, часть, пользуясь возможностями глобализации, «живет на два дома». Опросы, проведенные в Германии, показали, что «главным препятствием (для воссоединения, — Д.П.) называлось отсутствие общей мотивации для развития консолидационных процессов». Именно, то, что нет четкой программы по объединению соотечественников, является главной проблемой.
Так, теперь перейдем к главной идее, представленной в статье – отсутствию вразумительной внешней политики по пропаганде высших ценностей российского государства. Ведь что делает Госдеп США — он обучает молодых специалистов в рамках американской системы ценностей, и пока тебе платят стипендию или дают гранты, ты не задумываешься о том «зачем» и «почему», ты просто впитываешь это, как губка. Ровно таким же образом происходило восстание декабристов – они увидели другой мир, который им показали, и решили, что так жить будет лучше.
Современные технологии манипуляции массовым сознанием, созданные, заметим, исключительно на Западе, делают в сознании людей тот же «перевертыш». Украина это наглядно показала, как и «арабская весна». Так почему же наши власти ведут исключительно оборонительную информационную войну, в то время как на нас оказывают давление со всех возможных фронтов?
Первое — это отсутствие слаженной работы с диаспорой в США, да что там США, мы не поддерживаем наших бывших сограждан в таких регионах, как Прибалтика или Восточная Европа. Нет учебников русского языка, нет культурных программ по приобщению к русскому миру. На эти нужды выделяются смехотворные суммы, в то время как англосаксонский мир тратит на это миллиарды долларов/фунтов. Нет структурированной системы обмена студентами с целеполагающими программами, по крайней мере, с нашей стороны. Развитие и поддержание русского языка в мире практически отсутствует, отсутствует и пропаганда ценностей русского мира.
Возможно, если бы с приходом Владимира Путина в 2000-м году, помимо прекращения чеченской войны, произошло бы и возрождение русского мира, мы бы сейчас об этом и не говорили, но мы проигрываем информационную войну и теряем уверенность в себе, в нас. Видится единственно возможным вариантом – создание системы «облучения» иностранцев красотой русского духа и мира. Пока такового нет, увы.
Дмитрий Поллит
Источник: perestroyka2.ru