Выступая с критикой укрепления российских баз к востоку от Украины, американский генерал Филипп Бридлав также заявил о перемещении к Крыму российских стратегических ядерных войск. Главнокомандующему силами НАТО неизвестно, было ли развернуто на аннексированном полуострове тактическое ядерное оружие, однако уже давно ходят упорные слухи о том, что 14 августа Владимир Путин дал добро на размещение в Крыму тактических ракет «Искандер» с ядерными зарядами и бомбардировщиков Ту-22. В 2013 году появление ракетных комплексов того же типа в Калининградской области вызвало нешуточное беспокойство в соседних странах, Польше и Литве.
Тем самым Кремль вновь подтверждает ядерный статус России. В конце августа Владимир Путин посчитал нужным напомнить об этом: «Россия является одной из наиболее мощных ядерных держав». Если США и Европа в последние годы сокращают роль ядерных сил в оборонной политике, Россия поступает с точностью до наоборот. С 2010 года в доктрине страны официально обозначена возможность точечных ядерных ударов, если расклад сил в конфликте сложится не в сторону российских войск, причем касается это и кризисов регионального уровня. Кроме того, российские военные учения нередко завершаются пуском тактических ядерных ракет. Все это неизбежно питает страхи при том, что война на Украине вновь начинает набирать обороты, а в декабре в Москве должна быть представлена новая военная доктрина, более приспособленная к растущей напряженности между Россией и НАТО.
Если развертывание «Искандеров» в Крыму окажется правдой, это станет прямым нарушение договора о ликвидации ракет средней дальности, который подписал СССР в 1987 году. Кроме того, оно поставит под сомнение начатый Москвой и Вашингтоном процесс ядерного разоружения при том, что Барак Обама неизменно стремится сократить количество ядерного оружия и его роль в военной стратегии. Наконец, оно представляет новую угрозу для безопасности Европы и напоминает, что, хотя международное сообщество и не признало аннексию Крыма, Владимир Путин собирается и дальше нарушать территориальную целостность соседей.
В военной сфере угроза служит для достижения целей. Разговоры о ракетах еще больше укрепляют российский суверенитет в Крыму, против которого никто на Западе уже не решится выступить силой. К тому же, тем самым Кремль посылает мощный политический сигнал: полуостров останется российским. Далее, ракетные комплексы можно использовать и для нанесения обычных ударов. «Это не просто символический инструмент», — говорит директор Фонда стратегических исследований Камий Гран (Camille Grand).
После Калининграда размещение ракет «Искандер» на украинском полуострове служит отражением «состояния стратегической мысли в данный момент», когда о «логике примирения» говорить не приходится, отмечает Тома Гомар (Thomas Gomart), директор по стратегическому развитию Французского института международных отношений. По его словам, «после заседания Валдайского клуба 24 октября наблюдается эскалация и ужесточение линии Кремля и Путина». Такой поворот может повлечь за собой серьезные последствия для западных столиц, некоторые из которых предпочли сделать ставку на снижение напряженности после подписания газового соглашения с ЕС и Украиной в конце октября.
В 1983 году, когда ракеты средней дальности привели к всплеску напряженности между Востоком и Западом, а также вызвали мирные демонстрации в Западной Европе, Франсуа Миттеран заявил: «Ракеты на востоке, пацифисты на западе». По всей видимости, эти слова до сих пор не теряют своей актуальности…
Изабель Лассер
Источник: inosmi.ru