Инцидент с обстрелом вооруженными силами Азербайджана вертолета непризнанной Нагорно-Карабахской республики, в результате которого он был уничтожен, а трое летчиков погибли, резко обострил ситуацию в зоне этого замороженного вооруженного конфликта.
Азербайджан закрыл воздушное пространство над Нагорным Карабахом. Пресс-секретарь министра обороны Армении Арцрун Ованнисян поспешил назвать обстрел вертолета «беспрецедентной провокацией», которая привела «к эскалации ситуации» и пообещал, что «последствия для азербайджанской стороны будут очень болезненными». В свою очередь, сопредседатели Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию в лице России, США и Франции выразили свою озабоченность развитием событий.
Отметим, что инцидент с обстрелом карабахского вертолета произошел спустя всего три недели после визита в Баку министра обороны России Сергея Шойгу, по результатам которого, как сообщают СМИ, до конца года в Азербайджан должны быть поставлены различные виды российского оружия, включая вертолеты, танки, БМП, зенитно-ракетные комплексы и системы залпового огня «Смерч» — всего более чем на 5 миллиардов долларов.
Корреспондент «Росбалта» попытался выяснить у экспертов, к чему может привести обострение ситуации на Южном Кавказе и какова в этом роль России. Ведь уже звучат обвинения, что Москва, в духе традиционной византийской политики, готова подкинуть дров в этот старый очаг напряженности, дабы создать своеобразную дымовую завесу для кризиса вокруг Украины.
Что касается последнего предположения, то, по мнению научного сотрудника Института экономики РАН Александра Караваева, гипотетически такую ситуацию представить можно, но на практике это нереально. В этом случае, говорит он, «возникает вопрос: может ли Москва управлять Баку и Ереваном, чтобы они согласились на боевые действия друг с другом?». «Вряд ли», — считает эксперт.
Хотя подоплека конфликта вокруг Нагорного Карабаха на сегодняшний день закрыта от посторонних глаз, его военная динамика напрямую регулируется из Баку и Еревана. При этом разрастание событий до полномасштабной войны маловероятно, поскольку не выгодно ни одной из сторон, считает Караваев.
По словам эксперта, за время этого конфликта стороны уже выработали некий набор неписаных правил. Допустимы снайперские дуэли и нападения диверсионных групп, но президенты Армении и Азербайджана вынуждены видеть друг в друге партнеров по переговорам, которые периодически проводятся то в рамках саммитов СНГ, то на международных площадках в Европе. В связи с этим «никто из них пока «красную линию» не переходил», — отмечает политолог.
Масштабная война между Арменией и Азербайджаном за Нагорный Карабах, которая бы вернула отношения этих стран к временам двадцатилетней давности, «не выгодна, ни Еревану, ни Баку. К полномасштабным боевым действиям, к которым обе стороны постоянно готовятся, они готовы, но не хотят их, потому что это не выгодно и приведет к цепочке непрогнозируемых последствий», — считает Караваев.
Сейчас в Российской Федерации достаточно проблем и без конфликта на Южном Кавказе и по этой причине она не будет стимулировать новое обострение вокруг Нагорного Карабаха. России сегодня хватает Украины, считает, в свою очередь, политолог Алексей Макаркин.
«Украинские проблемы велики, и даже ситуацию в Грузии Россия хотела бы сегодня «подморозить», и она уже реально «подморожена». Кроме того, РФ хотела бы взаимодействовать и с Арменией, и с Азербайджаном, поскольку первая взяла курс на Евразийский союз и отошла от сближения с Европой, а с Азербайджаном Россия хотела бы сохранять нормальные отношения и не хочет его отталкивать», — говорит эксперт.
Очередное обострение армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха в обозримом будущем, скорее всего, не перерастет в новую войну между двумя странами, соглашается с коллегами руководитель Центра по изучению балканских стран и стран Южного Кавказа Института Европы РАН Алла Язькова.
Войны не будет, считает она, «потому что слишком многие стороны заинтересованы в том, чтобы Азербайджан был более или менее в стабильной ситуации». Она напомнила, что Азербайджан является одним из основных поставщиков энергоресурсов в Европу.
«Позиция же России в этом вопросе заключается в том, что необходим переговорный процесс по принципу «лучше десять лет переговоров, чем один день войны», — отметила эксперт.
В то же время специалист обращает внимание на то, что в Армении сейчас ситуация сложная, поскольку «поворот ее руководства в сторону ЕврАзЭС и Таможенного союза вызывает серьезный протест со стороны армянской оппозиции». Вопросы в Армении также вызывают и поставки российского оружия Азербайджану, «это их волнует», — сказала Язькова.
Александр Караваев по этому поводу считает, что российское руководство продает Азербайджану оружие, поскольку не хочет упускать крупнейший в СНГ рынок вооружений. Он отмечает, что обе страны, и Армения, и Азербайджан, выступают «нашими ближайшими стратегическими союзниками на Южном Кавказе».
«Упускать достаточно объемный, первый в СНГ, азербайджанский рынок вооружений Россия не хочет», — говорит политолог. Эксперт отметил, что заказы стран СНГ на российское оружие составляют от 7% до 10% от всех заказов Рособоронэкспорта. «Львиная доля из них приходится на Азербайджан», — отметил он.
«В 2009 году, еще до всяких санкций, была сделана ставка на раскрутку оборонно-промышленного потенциала как локомотива экономики страны в целом. С какой стати отказываться от такой части рынка вооружений?», — задается вопросом эксперт. «С точки зрения российских властей и их логики, это было бы глупостью», — резюмирует Караваев.
Александр Желенин
Источник: rosbalt.ru