На прошедшем в Пекине саммите АТЭС лидер КНР Си Цзиньпин перевел в практическую плоскость идею создания общерегиональной Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли. Участники саммита не только обсудили идею создания общерегионального интеграционного объединения, но и одобрили дорожную карту, предложенную китайской стороной.
Концепцию Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли можно рассматривать сегодня в качестве третьего альтернативного сценария развития общерегиональных интеграционных тенденций в АТР, наряду с инициативой Всестороннего регионального экономического партнерства (Regional Comprehensive Economic Partnership), охватывающего 16 государств формата «АСЕАН+6», и концепцией Транс-Тихоокеанского партнерства (ТПП, Trans-Pacific Partnership) в составе 12 стран региона.
В отличие от проамериканского ТПП и поддерживаемого Японией Всестороннего экономического партнерства, Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли может стать единственным интеграционным проектом, объединяющим два «полюса» глобальных дисбалансов (Китай и США), а также Россию, которая до сегодняшнего дня не рассматривалась в качестве возможного члена потенциального интеграционного объединения, а расширяла экономическое партнерство со странами региона исключительно в рамках многосторонних механизмов сотрудничества, таких как АТЭС и Восточноазиатский саммит.
Потенциальное интеграционное объединение будет способствовать укреплению позиций Китая в регионе, особенно в тандеме с Россией, взаимодействие с которой в последнее время существенно укрепилось, как в рамках двустороннего сотрудничества путем активизации торгового и инвестиционного взаимодействия, так и в формате многосторонних инициатив, в частности БРИКС. С другой стороны, новая инициатива может вызвать озабоченность со стороны США, которые заинтересованы в расширении общерегиональных интеграционных процессов в первую очередь в рамках ТПП, без включения Китая и России. Новая интеграционная инициатива может еще сильнее обострить противоречия внутри самих Соединенных Штатов, поскольку ее успешная реализация значительно повысит конкуренцию и может ослабить позиции американских компаний на внешних рынках.
Для создания мощного противовеса Китаю Соединенным Штатам следовало бы заручиться поддержкой хотя бы одного крупного торгового и инвестиционного игрока в рамках АТЭС. Можно было бы рассматривать США в тандеме с Японией, однако между странами существует немало противоречий чисто экономического характера, в первую очередь в торговле продукцией сельскохозяйственной отрасли и автомобилестроения, которые особенно остро проявились после присоединения Японии к переговорам по ТПП. Экономическим и политическим союзником США в новом формате может выступить Австралия, однако торговый и инвестиционный потенциал этой страны значительно уступает мощи конкурентов.
Тем не менее, несмотря на энтузиазм, с которым была встречена новая инициатива большинством стран-участниц АТЭС, необходимо объективно оценивать ее шансы на успех. АТЭС объединяет страны, существенно различающиеся по уровню экономического развития, стратегиям экономического роста и товарной структуре внешней торговли, что может значительно затруднить ведение переговоров в процессе создания общерегиональной зоны свободной торговли.
Форум АТЭС включает в себя всех стран-участниц Транс-Тихоокеанского партнерства, и формирование зоны свободной торговли в составе 21 государства предполагает достижение ключевых договоренностей в рамках ТПП. Однако, во-первых, даже переговоры в рамках ТПП наталкиваются на множество противоречий в позициях сторон, в первую очередь в торговле сельскохозяйственной продукцией, в сфере обмена инвестициями и перемещения рабочей силы, а во-вторых, в случае урегулирования существующих противоречий в формате ТПП дальнейшее расширение интеграционных процессов может быть заблокировано США.
Кроме того, реализация общерегиональных инициатив во многом осложняется наличием большого числа двусторонних соглашений, различающихся по «качеству». Двусторонние соглашения с участием США охватывают гораздо более широкий круг направлений, включая так называемые «чувствительные» сектора экономики, такие как сельское хозяйство. Соглашения об экономическом партнерстве с участием Японии все больше приближаются по «качеству» к соглашениям, заключенным с участием США. Хотя зачастую действие норм подобных соглашений не распространяется на продукцию сельского хозяйства, они охватывают широкий круг направлений, включая движение инвестиционных потоков и торговлю некоторыми видами услуг. Что же касается двусторонних соглашений о свободной торговле, заключенных с участием Китая, то они в большинстве случаев охватывают более узкий перечень сфер взаимодействия.
Формирование Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли можно ожидать исключительно в долгосрочной перспективе и только на основе «гибкого подхода», подобного принятому в рамках Всестороннего регионального экономического партнерства и предполагающего возможность заключения дополнительных соглашений в отдельных, наиболее чувствительных областях взаимного партнерства, а также системы уступок и льгот по отношению к наименее развитым странам-членам объединения.
Прогресс в формировании Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли может быть достигнут и при реализации по формуле «АТЗСТ минус Х», которая позволит относительно более развитым странам-членам, готовым идти по пути либерализации, расширять взаимодействие в ограниченном составе, в то время как отстающие государства получат возможность присоединиться к реализуемым инициативам позже.
Таким образом, в ближайшей перспективе маловероятно создание полноценной зоны свободной торговли. Переход идеи в практическую плоскость, разработка Китаем дорожной карты построения ЗСТ и активное обсуждение ее в ходе саммита АТЭС говорят о том, что Китай намерен занимать активную позицию в процессах региональной интеграции в АТР, что он способен противопоставить собственную концепцию региональной архитектуры общерегиональным проектам, реализуемым без его участия.
Этот действительно «исторический шаг» свидетельствует об уверенном смещении баланса сил в сторону развивающихся государств Азии и России. Это еще одно подтверждение укрепления позиций Китая и оси Китай-Россия, последовавшее за разработкой Китаем пакета реформ, направленных на диверсификацию источников экономического роста, и национальной программы интернационализации юаня, успешно реализуемой, в том числе при расширении сотрудничества с Россией (в августе 2014 года была достигнута принципиальная договоренность о расширении фонда в рамках валютного своп-соглашения между Россией и Китаем), а также подписанием соглашений о создании Банка развития БРИКС и Фонда международного резерва.
Екатерина Арапова
Источник: mgimo.ru