«Реформы» здравоохранения, образования и науки продолжается.
После массовых протестов столичных медиков городские и федеральные власти впервые за долгие годы оказались вынуждены начать хотя бы подобие диалога с профессиональным сообществом. Врачам пытаются объяснить, что ситуация не так плоха, как им кажется.
Медиков ответы категорически не устраивают, на 22 ноября намечен новый митинг, который может превзойти по массовости предыдущие выступления.
Однако чиновники от здравоохранения хотя бы пытаются объясниться с врачами. А федеральное министерство подчеркивает, что далеко не во всем согласно с мерами, принимаемыми на местах. Эти разногласия уже несколько раз помогали предотвратить закрытие больниц и приводили к компромиссам во время конфликтов в Ижевске, Уфе, Ржеве. Так что у столичной медицины все еще есть шанс.
Между тем в сфере образования разворачиваются те же самые процессы, что и в здравоохранении.
По всей стране идет сокращение численности учителей, закрываются школы, перекраиваются учебные программы, постоянно меняются правила для преподавателей и учащихся.
В то самое время, когда столичный департамент здравоохранения тщится объяснить публике, каким именно образом массовое закрытие больниц, увольнение врачей и сокращение медперсонала поможет повысить шансы граждан на получение медицинской помощи, руководители московского образования взялись за уничтожение спецшкол.
Знаменитую школу «Интеллектуал», предназначенную для обучения особо одаренных детей, сливают с районной школой — фактически против воли преподавателей и родителей обоих учреждений. Одновременно в Москве началась ликвидация коррекционных школ для детей с ограниченными возможностями. Директора этих школ протестуют, спорят с чиновниками из департамента образования правительства столицы, но добиться ничего не могут. В знак протеста против проводимой политики директора отказались встречаться с руководителем департамента Исааком Калиной…
Проблемы в сфере образования и здравоохранения удивительно схожи. И в том, и в другом случае рыночные реформы привели к стремительной дезорганизации всей системы, которая была построена на совершенно иных принципах. Идея «подушевого финансирования», продвигаемая чиновниками в обоих случаях, предполагает, что чем больше больных набьют в палату или учеников в класс — тем лучше.
Выигрывает тот, кто пренебрегает индивидуальными особенностями ученика или пациента, снижает качество своей работы, заменяя заботу о конкретном человеке формальным «конвейером». О том, что в связи с сокращением числа школ, больниц, поликлиник и детских садов людям просто придется тратить больше времени на дорогу, вообще никто не задумывается. Про то, что в случае с экстренной медицинской помощью потеря времени может обернуться смертью пациента, можно не говорить.
Чиновники от образования и здравоохранения, конечно, далеко не идиоты. И все возникающие проблемы знают ничуть не хуже врачей и учителей.
А если бы и не знали, то давно имели бы возможность со всем этим разобраться, благо публикаций и публичных выступлений возмущенных профессионалов было более чем достаточно. Но в том-то и дело, что проблемы и невзгоды одних оборачиваются выгодами и преимуществами для других. Чем хуже обстоит дело с государственной медициной и общедоступным образованием, чем меньше бюджетных мест для студентов открывается в вузах, чем труднее обеспечить гражданам свои права, гарантированные конституцией, тем больше шансов, что они обратятся к частному сектору и просто купят «необходимые услуги». Ясное дело, платить готовы и способны далеко не все, но тех, кто не располагает свободной наличностью, наши реформаторы не считают за людей.
Принципиальное различие между ситуацией в медицине и образовании состоит, однако, в том, что если на федеральном уровне руководители здравоохранения все-таки проявляют некоторую сдержанность и стараются избегать крайностей, то министерство образования и науки, возглавляемое Дмитрием Ливановым, уже давно приобрело репутацию «министерства невежества». Даже вполне умеренные и осторожные в оценках депутаты от «Единой России» на заседании Государственной Думы 12 ноября, заслушав отчет министра образования, обрушились на него с критикой. Представители «Справедливой России» и вовсе требовали отставки Д. Ливанова. Первый заместитель председателя комитета по образованию Владимир Бурматов, выступая от фракции «Единой России», жаловался, что это был в лучшем случае «доклад бухгалтера». Министр говорил о том, куда и сколько потрачено бюджетных миллиардов, но категорически избегал разговора о стратегии развития отрасли и принципах проводимых реформ.
Увы, если бы у министра Д. Ливанова не было никакой стратегии, это было бы еще не самое худшее.
Стратегия есть. Просто она настолько бесчеловечна, настолько явно направлена против интересов развития России и настолько последовательно ориентирована на разрушение отечественных традиций образования, что публично озвучить ее с трибуны парламента просто невозможно.
Если бы министр открыто заявлял о целях и задачах проводимой им политики, то его пришлось бы не только гнать с трибуны и снимать с должности…
Впрочем, несмотря на постоянные недомолвки, умолчание и пропаганду со стороны министерства, граждане уже неплохо разбираются в содержании его деятельности. Неслучайно согласно опросам общественного мнения Д. Ливанов регулярно оказывается самым непопулярным из всех министров российского правительства. Даже лишенный всякого содержания «бухгалтерский» отчет не скрывает реальной картины дел в его ведомстве. Все прекрасно видят: огромные средства, расходуемые министерством, не только тратятся неэффективно, но и просто идут на финансирование различных проектов, дезорганизующих и разрушающих систему образования. Начиная от внедрения и постоянного переформатирования Единого государственного экзамена и заканчивая введением все новых и новых форм бюрократической отчетности и проведения рейтинга «эффективности вузов». Его итогом стала всеобщая уверенность в неэффективности самого министерства и безграмотности его экспертов: достаточно вспомнить, что одним из критериев «эффективности» в этом рейтинге было количество квадратных метров, которыми располагал тот или иной университет.
Прошлогодняя война Д. Ливанова против Российской академии наук тоже не добавила популярности министру.
Правда, из-за протестов общественности и самих ученых первоначальный план ликвидации академии пришлось отложить. А вся история завершилась компромиссом, который как минимум отсрочил на несколько лет окончательное уничтожение отечественной науки.
Но легко догадаться, что руководитель министерства, будучи человеком настойчивым и не сентиментальным, планов своих не оставил и ждет только повода для того, чтобы возобновить наступление.
Пока «бухгалтера» из министерства придумывают все новые замысловатые схемы финансирования, блокирующие практическую работу на местах, не остаются без дела и «идеологи». Год за годом, с прямой подачи чиновников, разворачивается кампания, направленная на то, чтобы представить всех учителей, преподавателей вузов и врачей коррумпированными, безграмотными, некомпетентными. Нам внушают, что именно педагоги и медики являются двумя самыми коррумпированными группами нашего общества. Куда уж до них служивой бюрократии всех уровней!
В свое время именно создание масштабной общегосударственной системы здравоохранения, образования и науки способствовало превращению нашей страны в лидирующую мировую державу ничуть не меньше, чем создание современной промышленности и мощной, хорошо вооруженной армии. Можно вспомнить знаменитую фразу профессора географии из Лейпцига Оскара Пешеля, который в июле 1866 года, после победы при Садове, одержанной прусской армией в ходе австро-прусской войны, резюмировал: «Народное образование играет решающую роль в войне, когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем».
Именно система образования и подготовки кадров — включая, кстати, и находящееся у нас в загоне профессионально-техническое образование — обеспечивает для страны шанс занимать достойное место в мире, создает потенциал развития и дает гражданам чувство уверенности, самоуважения, гражданского достоинства, обоснованной гордости за свою страну. За годы, прошедшие после распада Советского Союза, мы потеряли значительную часть промышленности, но до тех пор, пока в России есть образованные люди, мы можем очень многое восстановить, а еще больше — создать заново.
Удар по отечественному образованию — это удар в самое сердце страны, это покушение на ее будущее. Тем более, когда удар приходится одновременно и по медицине. Поэтому разворачивающаяся сейчас борьба не сводится к вопросу о будущем отдельных школ, вузов или больниц.
Вопрос стоит о будущем страны. И о том, чтобы освободить важнейшие отрасли, обеспечивающие стратегические перспективы развития страны, от диктата либеральных реформаторов, которые видят в них просто дополнительный сегмент «сферы услуг».
Разгром здравоохранения, образования и науки должен быть остановлен, а его организаторы наказаны. Вопрос в том, кто, как и когда это сделает.
Борис Кагарлицкий
Источник: stoletie.ru