В Тбилиси обсуждают сенсационное заявление экс-министра обороны о срыве заключения в Париже соглашения по закупке новейших систем ПВО.
Вернувшись из Франции в самый разгар коррупционного скандала в Минобороны — ареста пяти высших чиновников по обвинению в растрате государственных средств – глава оборонного ведомства Ираклий Аласания заявил, что действия прокуратуры «поставили под удар важнейшие переговоры с Францией о передаче нашей стране новейших оборонительных систем». Затем один из лидеров его партии «Свободные демократы» Зураб Абашидзе сообщил журналистам, что во время визита Аласании в Париж «был заключен договор о поставках оборонительного оружия». Глава МИД Майя Панджикидзе, подавшая в отставку сразу после смещения Аласании с поста министра обороны, выражалась осторожнее: договор пока не заключен, сделка не оформлена официально, но велись интенсивные переговоры, и Франция дала согласие на продажу Грузии новейших зенитных систем, в которых страна нуждается для защиты своего неба. Но узнав о смещении партнера по переговорам с его поста, французы, якобы, утратили всякий интерес, засомневались и «важнейшие переговоры» были сорваны, либо приостановлены.
Еще через несколько дней об уже заключенном контракте (о котором неосторожно обмолвился Зураб Абашидзе) уже никто не говорил. Был оформлен контракт или нет – легко проверить, даже не смотря на секретность. Да и сам факт заключения такого контракта вряд ли ускользнул бы от внимания французских СМИ, поскольку Франция еще никогда не передавала Грузии боевое оружие. Тем более, речь идет о современных системах ПВО и это не могло бы не вызвать раздражения Москвы, с учетом всего комплекса проблем, связанных с ситуацией вокруг Украины.
Переговоры о поставках Грузии оружия могли идти по инициативе самого Аласании. Но вести переговоры и заключить контракт – «две большие разницы». Несколько лет назад, после интенсивных переговоров, конгресс США принял резолюцию рекомендательного характера о поставках Грузии противотанковых систем, но Белый дом и Пентагон отказались следовать этой «рекомендации», не желая еще более накалять отношения с Москвой.
Париж вместе с Берлином считается наиболее последовательным противником предоставления Тбилиси «дорожной карты» по вступлению в НАТО
Позиция Франции еще более жесткая: Париж вместе с Берлином считается наиболее последовательным противником предоставления Тбилиси «дорожной карты» по вступлению в НАТО. «Мы не хотим импортировать проблемы», — говорил прежний хозяин Елисейского дворца Николя Саркози. Тем не менее «Свободные демократы», перешедшие в оппозицию, продолжают утверждать, что «самый прозападный министр в правительстве» Ираклий Аласания был буквально в шаге от заключения «важнейшего договора, способного обеспечить безопасность страны от России», но зловредная прокуратура сорвала контракт, начав антикоррупционное расследование в Минобороны. А премьер Ираклий Гарибашвили, вместо того, чтобы «приструнить» зарвавшихся прокуроров, сместил «самого прозападного министра», сыграв тем самым против интересов страны и на руку Москве.
Вся эта истерия – не более чем «политическая завеса». Экс-министр иностранных дел Майя Панджикидзе уже пригрозила, что «Свободные демократы» будут внимательно следить за судьбой контракта с Францией и если он не будет подписан в ближайшее время, уличат власти в «злонамеренном срыве попыток повысить обороноспособность Грузии».
Но как подписать контракт, оформлять который французская сторона и не собиралась? Ни одна страна НАТО на словах никогда не отказывала Грузии в поставке оружия, но на деле, Тбилиси не получил ничего по причинам, далеко выходящим за рамки грузинских внутриполитических интриг и борьбы за власть.
Георгий Калатозишвили
Источник: vestikavkaza.ru