Президент Грузии Георгий Маргвелашвили выступил сегодня в парламенте страны с чрезвычайным обращением к депутатам в связи с последними событиями в государстве. Это перестановки в кабинете министров и раскол парламентского большинства. По словам президента, в стране и за ее пределами возникли вопросы, насколько уверенно Грузия осуществляет декларированный ею евроатлантический курс. На выступлении не обошлось без скандала.
Сегодняшнее заседание депутатов парламента началось с траурной минуты молчания:
«Господин Каха действительно был неординарной личностью, деятельность и вклад которого лучше всего продемонстрирует будущее», — такими словами спикер Давид Усупашвили попросил коллег почтить память скончавшегося накануне в Лондоне политика и бизнесмена Кахи Бендукидзе и выразить соболезнование его близким.
Спустя несколько минут депутаты вновь встали со своих мест. На этот раз уже для того, чтобы поприветствовать вошедшего в зал президента. Георгий Маргвелашвили пожал руки тем, до кого смог дотянуться, идя по проходу, и взбежал на трибуну. О своем желании выступить перед депутатами президент заявил еще на прошлой неделе. Сегодня он назвал причины такого решения:
«Месяц назад, когда мы оказались перед угрозой аннексии Абхазии и Южной Осетии, я обратился к вам (депутатам) с просьбой обозначить вашу четкую позицию. Вот и теперь, когда политическая ситуация обострилась как в парламенте, так и в правительстве, а кризисные события вызвали ряд отставок и образование новых политических конфигураций, я вновь обращаюсь к законодательному органу Грузии», — заявил президент.
Факт увольнения министра обороны и последующая добровольная отставка министров иностранных дел и евроинтеграции, по словам Маргвелашвили, вызывает вопросы как внутри страны, так и за ее пределами. Президент назвал эти посты ключевыми и отвечающими за интеграцию в западные структуры. Именно потому, по его мнению, звучат вопросы о том, насколько приверженной остается Грузия декларированному курсу.
«Соответственно, думаю, что сегодня консолидация всех сил вокруг этого курса необходима как никогда. Нужно придать нашему стремлению новые импульсы и подтвердить его необратимость», — сказал Маргвелашвили и пояснил, что имеет в виду. По словам президента, для того, чтобы войти в Европу, сначала нужно самим стать европейцами. А для этого необходимо создать западную систему правления.
В течение получасового выступления Маргвелашвили озвучил ряд мыслей, которые журналисты назвали тезисами и даже практическими советами. Причем адресованными не столько парламенту, сколько правительству. Так, президент заявил о том, что необходимо защищать политиков от дискредитации, вероятно, имея в виду ситуацию вокруг бывшего министра обороны Ираклия Аласания, который уже несколько раз подвергся самой жесткой критике со стороны премьера Ираклия Гарибашвили. Также глава государства заявил о недопустимости увольнения кадров из государственных ведомств после смены руководителя. И тут же добавил: сами кадры, в свою очередь, не должны ставить руководителя и его личную волю превыше закона. Вспомнил президент и об МВД, заявив, что службы государственной безопасности нужно выделить из общей структуры министерства. Эту задачу глава государства возложил на парламент.
Поглядывая в сторону депутатов от оппозиционного «Единого национального движения», президент коснулся и предыдущей власти:
«Нельзя служить сразу двум господам. Мы не можем одновременно декларировать проевропейские цели и строить государство другого типа. Тому, что это невозможно, нас учит новейшая история. Саакашвили громко заявлял о прозападной политике, но вместо этого строил государство с далекими от западных ценностями. Что и привело к краху».
Сами «националы» под конец выступления президента устроили демарш, покинули зал заседания. Правда, их протест вызвала не критика бывшей власти, а то, что им отказали в дебатах с главой государства. Причем сам Маргвелашвили был готов ответить на вопросы оппозиции, но спикер парламента состояться беседе так и не дал, объяснив это регламентом. Свое недовольство перед журналистами высказал Давид Бакрадзе, депутат и лидер парламентского меньшинства:
«Такой подход, что вот, мол, не будем обсуждать, не будем высказываться, задавать вопросы, а сам президент пусть быстрее скажет и уйдет, неправильный. Это неуважение не только к институту президента, это проявление неуважения ко всему народу. Так как именно грузинский народ избрал президента», — возмущался Бакрадзе.
Но журналистов больше заинтриговала одна фраза Маргвелашвили о том, что «нельзя одновременно служить двум господам», которую он произнес с заметной паузой. На вопрос журналистов, не имел ли он в виду Бидзину Иванишвили, (которого в Грузии многие считают «закулисным правителем»), президент ответил отрицательно, добавив, что эта фраза взята из Библии, а когда она писалась, политическая ситуация была другой. Правда, что именно он хотел этим сказать, так никто и не понял.
Источник: ekhokavkaza.ru