Для Киева лучше потерять свою армию в Донбассе, чем вывести её в Центральную Украину .
14 ноября советник главы Службы безопасности Украины Маркиян Лубкивский объявил, что «Минска-2 не будет». «У нас есть Минск-1 и те договоренности, которые нужно выполнять», — заявил Лубкивский журналистам.
Он объяснил отказ от переговоров тем, что, по мнению Киева, ополчение ДНР и ЛНР не выполняет договоренности, достигнутые в Минске в сентябре 2014 года. Правда, забыл при этом упомянуть о мирных жителях, которые ежедневно гибнут от снарядов украинских «освободителей» с самого начала «перемирия».
Именно в связи с несоблюдением украинской стороной Минских соглашений 13 ноября представитель ДНР Денис Пушилин заявил о необходимости возобновления мирного процесса и начале новых консультаций сторон в правовом поле.
Однако, как видим, данная инициатива не нашла понимания в Киеве.
Кроме прочего, два бывших президента Украины Леонид Кравчук и Виктор Ющенко 14 ноября сделали характерное заявление о том, что власти Украины должны выдвинуть ополченцам ультиматум и пригрозить уничтожением тем, кто откажется сложить оружие. Как подчеркивают экс-президенты, «сегодня есть все основания констатировать, что захваченные организациями ЛНР и ДНР территории полностью вышли из-под контроля украинской власти».
Старожилы украинской политики считают, что «никаких переговоров при участии этих преступных групп дальше быть не может — это торги по поводу существования Украины как независимого государства. Такие переговоры невозможны ни при каких условиях. Даже при желании международных структур и европейских соседей».
Если сопоставить подобные высказывания с тем, что украинскую армию в Донбассе продолжают усиливать, в частности, мощными самоходными орудиями «Пион», предназначенными для уничтожения оборонительных сооружений, выводы напрашиваются сами собой.
— Заявление советника главы Службы безопасности Украины Маркияна Лубкивского надо рассматривать в контексте общей ситуации, — говорит политолог, представитель ДНР в Ростовской области Эдуард Попов. — Украинские войска продолжают сосредотачиваться в узловых точках под Донецком. Особенно — артиллерия.
Украинское общество пытаются убедить в том, что конфликт на Востоке можно решить только вооружённым путём. Обращаю внимание: до сих пор не сформирована правящая коалиция в Верховной Раде. Это говорит о том, что «Народный фронт» Яценюка и Турчинова, набравший больше всего голосов по партийным спискам, заинтересован в том, чтобы сформировать парламентское большинство без участия блока Петра Порошенко. Последнего очень удобно обвинять в заигрывании с Москвой и «террористами», в предательстве национальных интересов. В свою очередь Порошенко, чтобы уйти от таких обвинений, придётся возобновить активные боевые действия. Провал очередного наступления для него — меньшее зло, чем сохранение перемирия. Ведь при состоянии «ни мира, ни войны» он уже через две-три недели вынужден будет дать приказ отвести войска на зимние квартиры. А это значит, что оппозиция получит мощный козырь против Порошенко, а в Центральной Украине окажутся десятки тысяч вооружённых, обозлённых солдат.
Судя по всему, украинская сторона сейчас зондирует почву для выхода из Минских договорённостей. Предлогом для такого шага могу стать выборы, состоявшиеся в Донецкой и Луганской республиках 2 ноября. Со своей стороны, представители ДНР уже заявляли о необходимости продолжения переговорного процесса.
«СП»: — Сегодня бывший глава аэромобильных войск Иван Якубец заявил, что Украина исчерпала свои резервы для проведения так называемого «АТО». По его словам, страна уже потеряла около пяти тысяч профессиональных военных, и восполнять их некем. Можно ли в связи с этим предположить, что очередная военная операция украинской армии сведётся к тому, что просто возобновятся массированные обстрелы мирных городов?
— Я думаю, так и будет. Сейчас главная задача Порошенко показать, что он хочет воевать с мятежным Донбассом. При этом он понимает, что украинская армия в её нынешнем состоянии неизбежно потерпит поражение. А, возможно, и перестанет существовать, как единая организованная структура. Но президенту Украины важно обвинить в агрессии армии ДНР и ЛНР, а главное — Россию. Его сверхзадача — убедить мировое сообщество в том, что Россия на самом деле воюет на стороне Новороссии. Таким образом, надеется он, появляется шанс спрятаться под «зонтик» НАТО.
«СП»: — Как ответят ополченцы, в случае возобновления мощных обстрелов мирных городов?
— Сейчас вооружённым силам ЛНР и ДНР дана установка: на провокации не поддаваться, без крайней необходимости ответного огня не открывать.
Но если начнутся полномасштабные обстрелы, то, как уже заявлял премьер-министр ДНР Александр Захарченко, обе республики перейдут в контрнаступление. Закончится это, как минимум, полным освобождением Донецкой и Луганской республик.
«СП»: — А насколько серьёзным препятствием для ополченцев могут стать три линии обороны, о которых говорят украинские военные?
— Оценить их воочию я не могу, так как они находятся на территории врага. Но я сужу по тому, что говорят сами украинские каратели. В частности, командир батальона «Донбасс» Семён Семёнченко не раз обвинял военное руководство Украины в том, что оборонительные сооружения строятся крайне плохо. Например, на территории Запорожской области вместо трёх линий обороны построена лишь одна. Думаю, что войска Новороссии эту линию обороны пройдут, как нож масло. Среди ополченцев много жителей юго-восточных регионов Украины. Если Киев сам начнёт новую операцию, ничто уже не остановит их.
— В Киеве сейчас борются сторонники двух линий в отношении Донбасса, — рассуждает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. — Одна линия — выжидание. Дескать, посмотрим, кто кого пересидит в окопах. Это однозначно гибельная для Киева тактика, так как ополчение уже продемонстрировало свою большую выживаемость, устойчивость, чем украинские отряды. Вторая линия: давайте начнём войну, а там — куда кривая выведет. Глядишь, Запад всё же решится помочь, если дела на фронте пойдут совсем плохо.
Сейчас побеждают сторонники именно второй линии. Это логично. В такой ситуации, в какой оказался Киев, лучше вести себя активно, чем пассивно. Это азбука политики. Кроме того, именно продолжения войны в Донбассе активно добиваются США. Вашингтон абсолютно не устраивает возможное замирение. Им бы хотелось, чтобы боевые действия перекинулись на всю территорию Украины.
«СП»: — То есть вероятность возобновления переговорного процесса минимальна?
— Да, именно так. Когда второстепенные в украинской политике деятели типа Маркияна Лубкивского делают такие заявления, они понимают, что их за это не накажут.
«СП»: — А бывшие президенты?
— Кравчук и Ющенко в этой игре, по большому счёту, марионетки. Так называемый ультиматум нынешней киевской власти выдвинут ими не потому, что они встретились на улице и вдруг решили, что необходимо срочно возобновлять так называемую «АТО». Наверняка, их очень попросили пойти на такой шаг. Даже если Порошенко всё же решится сделать вид, что продолжает переговоры, на деле никто соблюдать договорённостей не будет.
Заместитель директора стран СНГ Владимир Жарихин высказал иную точку зрения.
— Надо понимать, что вопросы о том, продолжать минские переговоры или начинать новую фазу войны, решаются отнюдь не в Киеве. У меня есть ощущение, что всеми этими громкими заявлениями Киев как раз хочет набить себе цены перед проведением очередного этапа переговоров в Минске.
Алексей Полубота
Источник: svpressa.ru