Почему люди выходят на улицы, как возникает массовая политика — один из самых интересных вопросов для социологов. Универсального ответа на него пока нет, иначе бы «арабские революции», «оккупации» площадей и протесты «за честные выборы» были бы благополучно предотвращены властями.
Отдел сравнительных политических исследований Института социологии РАН в 2012 и 2014 годах проводил опросы российских граждан, изучая их политическое поведение. Мы намеренно опрашивали как активистов самых разных взглядов, так и граждан, совершенно далеких от политики.
Российские граждане не слишком охотно отвечают на вопрос о близости к той или иной социальной категории. На вопрос «Интересы какой социальной категории вам наиболее близки?» отказались ответить около четверти респондентов. Это вполне соответствует отмеченной социологами тенденции на размывание идентичностей. Но все же среди политически активных граждан, готовых участвовать в протестах и симпатизирующих оппозиции, больше всего тех, кто причисляет себя к интеллигенции. Интеллигенция же в большей степени считает оппозицию самостоятельным актором современной политики.
Мобилизация может быть построена на двух основных стратегиях: 1) гражданской (обеспокоенность своим будущим и будущим своей страны, патриотические чувства) и 2) депривационной (эмоция «отчаяния, безысходности», экономические проблемы, необходимость защиты прав). Если первая играет важную роль среди тех, кто уже участвует в протестах или допускает такую возможность, то вторая наиболее актуальна для самых пассивных российских граждан. Для уже участвующих в протестах также определенное значение имеет «политическая мобилизация» (агитация со стороны политической партии или политических активистов, реализация возможности «озвучить» свою позицию и политические взгляды).
Лояльные власти и оппозиционные активисты довольно сильно отличаются друг от друга. Первые существенно лучше интегрированы в российское общество и считают своих соотечественников в принципе неплохими людьми. Оппозиционеры чувствуют себя живущими в «осажденной крепости», и враждебны им не только власти, но и «пассивное и безразличное большинство». Лояльные активисты с удовольствием пользуются ресурсами власти, чтобы решать актуальные для них проблемы, но при этом они менее консервативны во взглядах и более склонны к солидарным действиям, чем пассивные граждане.
Удивительно, но представления о желательном устройстве российского общества примерно одинаковы для всех групп. Везде на первом месте оказались такие ценности, как права человека, доверие, равенство, уважение к чужому мнению и свобода. Менее всего граждане хотели бы эволюции общества в направлении преобладания таких ценностей, как сила, выгода, собственность и личный успех. Это не значит, что консерваторов, ценящих семью, мораль и традицию, у нас совсем нет. Но соотношение «демократов» и «консерваторов» оказалось примерно одинаковым и в среде пассивных граждан, и в среде лояльных и оппозиционных активистов. Видимо, российские оппозиционеры не так уже далеки от народа, как кажется. Скорее всего, проблема в том, что говорят они на непонятном ему языке и не на самые актуальные темы.
Современная российская оппозиция готова объединяться против власти, отложив на будущее планы по реализации своих политических проектов. С точки зрения классической политологии это вообще не политика. Но оппозицию легко понять: в ситуации, когда власть является не только на порядок более могущественным актором, чем все остальные политические силы, но и «суперарбитром», произвольно меняющим правила по ходу игры, первоочередной задачей становится ослабление ее влияния, расчистка пространства для политической конкуренции, появление хотя бы каких-то обязательных для всех норм поведения. События в Украине несколько пошатнули хрупкое единство оппозиции, но вряд ли надолго. В условиях серьезных социально-экономических потрясений, на пороге которых стоит Россия, весьма вероятен рост массовой политической активности. У оппозиции (особенно левого спектра) появятся реальные шансы получить поддержку населения. Сумеет ли она ими воспользоваться?
Ольга Мирясова
Источник: novayagazeta.ru