У Путина дела на внешнеполитическом фронте совсем плохи. Так мне кажется после саммита 20-ки, откуда Владимир Владимирович ретировался-таки досрочно. Ретировался, несмотря на все уверения его санчопансы Пескова накануне, что все слухи о досрочном отьезде Путина – «полная ерунда». Оказалось – не ерунда. Похоже, нервы не выдержали. И то правда – такого холодного приема, как в Брисбене, Путину никогда и нигде не оказывали.
Обама снова поставил Россию в один ряд с лихорадкой Эбола, как одну из мировых угроз.
Премьер Канады заявил: «Я должен пожать Вашу руку, но я могу сказать только одно: вы должны убраться из Украины».
На завтраке никто из лидеров Запада демонстративно не захотел садиться с Путиным за один стол.
Фотография, где главный кремлевский начальник сидит один за огромным пустым столом – красноречивее всех холуйских бодряческих отчетов прокремлевских СМИ про то, что саммит якобы прошел в очень даже доброжелательной атмосфере. И даже если кто-то попытается меня уличить в неточности, сказав: «А вот и неправда, к Путину за стол подсела президент Бразилии» — я отвечу: тем хуже для господина Путина. Он едва ли мечтал о такой компании.
Мне кажется, главный итог саммита — западные лидеры приняли давно назревавшее решение: с этим президентом России, с этим режимом в стратегической перспективе дела иметь нельзя. Нет, разумеется, сиюминутно, тактически Запад будет продолжать с ним общаться, вести диалог, увещевать, склонять к компромиссам, но стратегически поставили на нем крест.
Это напоминает мне 1983 год, когда президент США Рональд Рейган произнес свою знаменитую речь про «империю зла», в которой прозвучали на самом деле провидческие слова:
«Я верю, что коммунизм — это очередной печальный и странный раздел истории человечества, последняя страница которого пишется сейчас».
Перефразируя Рейгана, скажу: путинизм – это тоже еще один путь в развитии России, который ведет ее в никуда. Рано или поздно – а в нашей жизни большинство событий происходит гораздо раньше, чем мы того ожидаем – этот путь окончательно упрется в тупик.
Мне кажется, Запад наконец осознал то, о чем раньше говорили лишь некоторые: Путин уважает только силу. Все попытки договариваться, убеждать, предлагать компромиссы, призывать к уважению международного права он считает проявлением слабости западного мира, веруя только в одно право – право сильного.
Ну что ж, — кажется, подумал Запад, — посмотрим, кто сильнее.
У нас миллиард населения против ваших 144 миллионов, больше 60 процентов мирового ВВП против ваших двух процентов, у нас все передовые производства, все высокие технологии, какие только есть в мире, все крупнейшие научно-исследовательские центры, все мощнейшие мировые СМИ – ну что ж, давайте, потягаемся, кто кого? Исход понятен – если бы не одно обстоятельство. У России есть ядерное оружие. И вот это меня лично совершенно не радует. Потому что совсем непонятно, как далеко может зайти Владимир Путин в упрямом стремлении доказать Западу свою силу и правоту.
Евгений Киселёв
Источник: echo.msk.ru