В субботу вечером Петр Порошенко своим указом прекратил работу в «зоне антитеррористической операции» всех бюджетных учреждений и банков Украины. На эвакуацию персонала госпредприятий отведена всего неделя. Президент также заблокировал банковские счета и карты населения неподконтрольного региона. А несколькими днями ранее, напомним, между Украиной и Донбассом был установлен фактически пограничный и таможенный контроль. Таким образом, не признавая Донбасс юридически, Киев повел себя с ним, как с де-факто независимым и враждебным государством.

Это значит, прежней жизни, когда, несмотря на войну, предприятия ДНР и ЛНР перечисляли налоги в Киев, а старики ездили за пенсиями в украинские города, больше не будет. На пороге зимы пенсионерам, врачам, учителям и другим бюджетникам региона придется выбирать: остаться дома без средств к существованию или бросить жилье и ехать на Украину, где их никто особенно не ждет.

Что ж, Киев сделал своевременный ход. Если Москва планировала обременить Украину Донбассом, чтобы помешать ей вступить в НАТО и де-факто федерализовать ее, то расчет не оправдался. Теперь, в условиях тотальной экономической блокады, о планах хождения двух валют в ДНР и ЛНР можно забыть: кормить Донбасс придется одной Москве. Воскресный призыв Владимира Путина к Петру Порошенко одуматься не оставляет сомнений, что Россия хотела бы этого избежать. Но что если Порошенко не одумается?

Вчера в Донецке призывали население оплачивать коммуналку в неком «Центральном республиканском банке», однако ни своей финансовой системы, ни даже своего бюджета у ДНР и ЛНР пока нет. Прямое содержание из Москвы получает только административная верхушка республик, остальные выживают либо на выплаты в гривнах, либо на гуманитарную помощь, либо с огородов, или еще бог весть каким промыслом.

15 ноября в Донецке объявили о начале выплат социальных пособий – по 250-500 гривен одиноким матерям и семьям, имеющим детей. Сегодня это примерно $12-25, но дело не только в размере пособий, смешном для региона, где цены почти московские. Гривен в обороте ДНР-ЛНР скоро не останется физически, и пока не очень понятно, где власти республик вообще будут брать оборотные средства – если не в бюджете РФ. А он при нынешних ценах на нефть и так уже требует ревизии.

Конечно, Россия может выкупать у ДНР и ЛНР уголь и металл, и Донбасс, наверное, мог бы существовать за счет этой выручки. Однако металлургические предприятия Донбасса на внешних рынках были прямыми конкурентами российских, а рентабельность добычи угля в глубоких шахтах Донбасса столь низка, что «Индустриальный союз Донбасса» еще весной начал договариваться о закупке кузбасского угля:  даже с учетом доставки тот дешевле. То есть, речь в любом случае будет идти о дотировании.

При этом регион требует куда больших расходов, чем Крым. Во-первых, заводы и инфраструктура разрушены. Во-вторых, многие уцелевшие предприятия могут работать только в связке со смежниками, оставшимися под контролем Киева – в том числе из-за летнего промедления России с подмогой ополченцам, которое привело к сокращению  подконтрольных им территорий на 70%.

В результате ДНР и ЛНР сегодня – это не только не легендарная весенняя «Новороссия», это даже не Донбасс. Республики экономически несамодостаточны и политически нестабильны из-за конфликта между «стихийными» социалистов-ополченцев и явно проолигархической верхушкой. И если Россия останется их единственным спонсором, то в условиях санкций ей придется еще больше девальвировать рубль.

Москва, конечно, может и дальше делать вид, что она тут ни при чем, и что «это внутренний конфликт Украины». Но есть проблема населения — нескольких миллионов русскоязычных жителей, надеющихся на Россию. И есть проблема миллионов людей на остальном Юго-Востоке Украины, в самой РФ и в бывшем СССР, которые сейчас внимательно наблюдают, как поступит Москва, и будут делать выводы.

Видимых альтернатив пассивному кормлению Донбасса у России только две – капитуляция или присоединение к ДНР и ЛНР других регионов Юго-Востока Украины с последующим восстановлением единого производственного цикла. Капитулировать в Москве не настроены, а в Киеве говорят о «подготовке сепаратистов к наступлению». Наступление, наверное, стало бы хорошим рычагом давления на Киев. Но оно повлечет за собой новый виток санкций Запада — например, отключение госбанков РФ от SWIFT. И пока непохоже, что те к нему готовы.

Впрочем, еще есть вероятность, что закупать уголь у ДНР-ЛНР этой зимой будет вынуждена Украина: и южно-африканский, и польский обойдутся ей дороже. Да и реальная стоимость донбасского угля, говорят, преувеличена: в прошлом году до 40% его добывалось не в шахтах, а в копанках (а там он значительно дешевле), чья «крыша» переехала в Россию одновременно с семьей бывшего президента страны. Видимо, поэтому отношения в сфере поставок энергоресурсов с Луганском и Донецком Порошенко пока не рвет.

Виктор Ядуха

Источник: rosbalt.ru


Читайте также:

Добавить комментарий