Владельцев 22 видов малого бизнеса правительство собирается обложить ежеквартальным налогом – платные туалеты, к примеру, должны будут отстёгивать по 300 тыс. рублей четыре раза в год. Многовато? Да полноте: законодатели в регионах на своё усмотрение могут увеличить эту базовую ставку налога аж в 10 раз, до 3 млн в квартал! И увеличат, не сомневайтесь. Под ударом окажутся две трети российского предпринимательского сообщества. Таким образом, с подачи думского Комитета по бюджету и налогам, одобрившего законопроект о налоговом манёвре, правительство и Госдума уже готовы сыграть отходную российскому малому бизнесу.

Автором поправок, которые остряки уже окрестили «двадцатью двумя ножами в спину предпринимателям», формально выступил глава думского бюджетного комитета Андрей Макаров. Бизнес-сообщество сочло поправки настолько скандальными и вредными, что всю минувшую пятницу в сетевых СМИ циркулировали слухи о том, что Макаров якобы вот-вот отзовёт их. Но на момент сдачи номера всё ещё оставалось неясным, отозвали поправки на самом деле или всего-навсего «напустили дыма», создав иллюзию у заинтересованных лиц. А таковых – миллионы! И если даже поправки отзовут, не факт, что вскоре правительство и депутаты к ним не вернутся вновь. Ведь, как утверждают знающие люди, появились эти поправки не из воздуха, а с подачи федерального правительства – точнее, вице-премьера Ольги Голодец. Полтора года назад в ходе одного из заседаний кабинета на неё снизошло озарение: «48 млн человек работают в секторах, которые нам видны и понятны. Где и чем заняты все остальные, мы не понимаем». Остальные – это порядка 40 млн человек. Нет, это не бездельники, не бомжи и не преступники, отметила вице-премьер, это те, кто зарабатывает на жизнь индивидуальной трудовой деятельностью, но не всегда в полной мере платит налоги. И получается, подытожила Голодец, что «шахтёры должны оплатить пенсии не только своих родителей, но и тех, кто не платит». Непорядок. Из 40-миллионной «теневой» рабочей силы лишь 10-я часть занимается индивидуальным предпринимательством в чистом виде. Остальные – это жители российской глубинки, перебивающиеся сезонными заработками и торговлей тем, что им удалось вырастить на своих приусадебных участках. С них взятки гладки – попробуй-ка заставить их заплатить! А вот индивидуальных предпринимателей заставить платить можно – и за себя, и «за того парня». Нужно только придумать как.

«Закон о запрете малого бизнеса в России»

Придумывали примерно год и наконец придумали «налоговый манёвр», который, как считают некоторые эксперты, и прихлопнет весь малый бизнес. «Манёвр» такой: четыре раза в год с владельцев 22 видов малого бизнеса будут взимать «сбор» в размере от 6 до 600 тыс. рублей. Причём местные власти смогут увеличивать сумму «сбора» в 10 раз – выходит до 6 млн! – или снижать её до нуля. Вопрос лишь в том, кто же станет снижать этот «сбор», если, как следует из текста поправок, основной целью его введения является «обеспечение дополнительного источника финансирования местных бюджетов»? Неужто найдутся законодатели, которые захотят добровольно перекрыть самим себе столь многообещающий «дополнительный источник», обнулив этот «сбор»? Да никогда в жизни!

Кстати, о «сборе». Вообще-то в действующем Налоговом кодексе нет такого понятия, отмечают в общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», «по сути, вводя неконтролируемые местные налоги, законодатели туманно именуют их сборами». «Данные меры, – считают в «ОПОРА России», – неизбежно приведут к абсолютной неопределённости в сфере местного налогообложения и к злоупотреблениям в части введения местными властями дополнительных изъятий». «Нет такого слова – «задница», – поучала бабушка внука в бородатом анекдоте. «Слова-то нет, а задница – есть!» – резонно отвечал ей внучок. Вот так и со «сбором»: в кодексе всё ещё нет такого слова, но расценки уже приводятся. Итак, «сбор» за торговую деятельность и услуги общественного питания составит 600 тыс. рублей, если площадь торговых залов не превышает полусотни «квадратов». А если больше, то за каждый дополнительный метр придётся накинуть ещё по 6 тысяч. Ставка для перевозки грузов – до 300 тыс. рублей. Для парикмахерских, химчисток, фотоателье, автомоек и авторемонтных мастерских, ателье индпошива и обувных мастерских – столько же. И для платных туалетов – тоже 300 тысяч. А владельцам гостиниц придётся отстёгивать по 50 рублей в сутки за одного постояльца.

Индивидуальные предприниматели, разумеется, уже рвут на себе волосы. «У меня магазин зоотоваров площадью 20 квадратных метров, – приводит сайт «ОПОРА России» мнение члена организации. – Работаю сама, плачу налогов условно говоря 50 тыс. рублей в год, а они хотят получать с меня 600 тыс. рублей в квартал? Мне себя на органы распродать?» «Лучше этот законопроект назвать «О запрете малого бизнеса в России», – негодует частник Марина Анкудинова. – Салонам красоты этого не выдержать.У нас и так проблема с надомниками, которые, «наработав» клиентуру, уводят её на дом. Теперь мы закроемся, и все станут работать на дому. Без налогов, без Роспотребнадзора и санэпидстанции. А если закроются и платные туалеты… Запах этого решения депутатов будет соответствовать их вкладу в развитие малого бизнеса». Общее настроение комментаторов – «власти на местах задушат нас поборами!». Предложенные поправки в Налоговый кодекс, считают в «ОПОРА России», неизбежно создадут благоприятные условия для коррупции и окончательно разрушат малый бизнес, и без того переживающий не лучшие времена.

Из малого бизнеса уже не бегут, а драпают, унося ноги

А времена для малого бизнеса нынче и правда не ахти. «ОПОРА России» приводит такую статистику: по состоянию на начало прошлого года в нашей стране было зарегистрировано порядка 4 млн индивидуальных предпринимателей. В 2013 году их число сократилось более чем на 300 тысяч. «Это много, и это вызывает тревогу», – отреагировал президент Владимир Путин на конференции Общероссийского народного фронта. Но, похоже, его не услышали – в этом году частников стало меньше на целых полмиллиона! Сравните-ка: за три года, с 2008-го по 2011-й, число российских граждан, работающих на самих себя, уменьшилось всего на 255 тыс. человек. Выходит, из малого бизнеса не просто бегут, как три года назад, сегодня из него драпают без оглядки!

А между тем до сих пор малый бизнес обеспечивает до 22% рабочих мест в нашей стране и совместно со средним бизнесом генерирует до 24% всей выручки. В 2009 году взнос в Пенсионный фонд каждого индивидуального предпринимателя составлял 7274 рубля, годом позже – уже 10 392 рубля, а ещё через год – 13 509 рублей и, наконец, достиг 32 479 рублей.

Курочку, несущую золотые яйца, можно, конечно, прирезать. Но её невозможно принудить нести не куриные, а страусиные яйца. В правительстве этого, похоже, не понимают, как, впрочем, и в Государственной думе. Кстати, каких-то три-четыре месяца назад в правительстве, помнится, обсуждали, как поддержать материально местные власти без ущерба для федерального бюджета, и придумали – ввести налог с продаж. Но бизнес-сообщество возроптало, и ропот дошёл до правительства: там решили «скорректировать подход». И, похоже, скорректировали, введя вместо налога фиксированные «сборы» для предпринимателей в таких секторах, как общественное питание, туризм, транспорт и розничная торговля.

Впрочем, малый бизнес и прежде не мог похвастаться большой заботой со стороны властей. Однако на этот раз, как уже говорят некоторые эксперты, речь идёт не просто о желании пополнить казну за счёт коммерсантов. Цель поставлена куда более глобальная.

Маятник экономики качнулся – от мелких частников к «красным директорам»

А помните, с чего началась перестройка в СССР? С того, что в стране появился малый бизнес – в соответствии с законом «Об индивидуальной трудовой деятельности», принятым в мае 1987 года. Тут и там открывались платные туалеты и кооперативные магазинчики – «комки», бойко шла мелочная торговля. В 1988 году число граждан, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью, достигло 429 тыс. человек, а через год их уже было 723 тысячи.

А ещё через год – уже несколько миллионов! Малое предпринимательство превратилось в самый динамично растущий сектор экономики. А сейчас этот сектор не менее динамично сходит на нет. Перестройка наконец-то закончилась? Похоже на то. Понять бы, хорошо это или не очень?

Мы возвращаемся во времена расцвета системы «красных директоров», считают экономисты. Примерно на 40 лет назад. Эти «красные директора», по сути, выполняли в СССР ту же роль, которую сейчас выполняют олигархи и топ-менеджмент государственных монополий. Принято считать, что в Советском Союзе любое предпринимательство было под запретом. На самом деле это не так: «При Сталине малый бизнес, который тогда назывался кооперацией, давал не менее 6% промышленного производства страны, – вносит ясность экономист Михаил Делягин, –
производя 40% всей мебели, 70% металлической посуды и почти все детские игрушки». И было это уже после того, как отказались от новой экономической политики Ленина –
нэпа. Скажем, в 1936 году, когда никакого нэпа уже и в помине не было, в одной Москве насчитывалось порядка 15 тыс. частных и кооперативных предприятий. И рост частного предпринимательства наблюдался вплоть до того момента, как страну возглавил Никита Хрущёв. При нём частников стали в массовом порядке «щемить» и сажать в тюрьмы, и новый рост мелкого предпринимательства начался лишь в середине 60-х годов, с воцарения Леонида Брежнева. Сталинских масштабов он так и не достиг, ибо пресловутые «цеховики» и иже с ними предпочитали, хорошо помня репрессии Хрущёва, нигде не регистрироваться, а действовать исключительно на свой страх и риск. Зато при Брежневе расцвели директора производств, которых генеральный секретарь наделил неслыханными ранее полномочиями. Многие из тех «красных директоров» могли запросто игнорировать даже профильные министерства, фактически единолично контролируя вверенные им производства. Из тех «красных директоров» впоследствии вышло немало государственных лидеров высочайшего ранга – взять хоть российского премьера Виктора Черномырдина или украинского президента Леонида Кучму. Так вот нынче наблюдается их очередной звёздный час – на фоне очередного заката индивидуального предпринимательства. История развивается по спирали.

Законодатели объявили войну частным предпринимателям

Вернёмся, однако, в день сегодняшний. Давайте-ка попристальнее приглядимся к контексту, фону, на котором происходит введение ежеквартального «сбора». Фон примечательный, о многом говорящий, чтобы не сказать – вопиющий. То депутаты предложат штрафовать уличных торговцев на полмиллиона рублей – кстати, поправки в КоАП, вводящие баснословные штрафы за осуществление торговли вне рынков, уже подготовлены и дожидаются своего часа. То взбудоражат предпринимательское сообщество, изменив порядок взимания налогов на имущество и недвижимость, – определение размера этих налогов отныне доверено властям на местах. Тем самым предпринимателей поставили в жёсткую зависимость от их отношений с региональными чиновниками. Теперь административно-деловые и торговые центры, нежилые помещения, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания, облагаются налогами не по балансовой, а по кадастровой стоимости.

Вы догадываетесь, что должно было произойти? Всё верно: местечковые чиновники и депутаты не замедлили воспользоваться данными им полномочиями. В Иркутской области предложили поступательно увеличить налоговую ставку, начиная от 1,2% от кадастровой стоимости в 2015 году, доведя её в 2016-м до 1,5%, а к 2018 году – до 2%. А по соседству, в Забайкальском крае, решили и вовсе действовать напролом, утвердив полуторапроцентную ставку на будущий год и затем, в 2016 году, доведя её до 2%. И предприниматели немедленно возроптали. Гасить пожар их ропота призвали Общественную палату России: там принялись проводить публичные обсуждения инициативы и круглые столы – уже постфактум. И без особого успеха. «Наблюдаемая сейчас излишняя нервозность вокруг налога на недвижимость дестабилизирует экономическую ситуацию в целом и даёт дополнительные поводы для уклонения от уплаты налогов и планирования бизнеса таким образом, чтобы работать в серой зоне», – констатировал зампред Общественной палаты Свердловской области Владимир Винницкий. Вот так и с «двадцатью двумя ножами в спину малому предпринимательству» – неужели кто-то всерьёз рассчитывает на то, что новые поборы, именуемые «сборами», способны добавить стабильности стране и обществу?

Справка

До недавнего времени индивидуальные предприниматели в Белоруссии не облагались социальными налогами – как и во Франции, Австрии и Италии. Но два года назад белорусское правительство обложило частников социальным налогом – 29% от доходов. А в Финляндии тем временем вообще отменили социальные налоги для индивидуальных предпринимателей. Немецкие частники имеют возможность выбрать, платить им 19,6-процентный налог или ежемесячно отчислять в бюджет 514,5 евро. Частники-молдаване платят порядка 12 тыс. рублей в год и не имеют проблем. В общем, разница в подходах государства к малому бизнесу налицо. Кстати, только в 11 странах Евросоюза из 27 за последние четыре года сократилось число индивидуальных предпринимателей. Хуже всех обстоят дела в Португалии и Ирландии (там недосчитались пятой части всего малого бизнеса).

Темур Козаев

Источник: versia.ru


Читайте также:

Добавить комментарий