С момента подписания промежуточного соглашения между Украиной и Россией по газовому вопросу прошло более двух недель. В ночь на 1 ноября долгожданный и многострадальный компромисс был заключен на условиях взаимных уступок, при активном посредничестве ЕС. Пусть срок действия соглашения ограничен всего пятью месяцами, оно устроило всех участников:
Украина получает газ и тепло, Россия получает долги и деньги за новые объемы, ЕС получает гарантии транзита и зимнего спокойствия.
Украина добилась дополнительной скидки на топливо и отказа от принципа «бери или плати».
Россия добилась предварительной оплаты поставок и их приемлемой стоимости. Евросоюз добился статуса умелого и настойчивого миротворца при серьезной и личной заинтересованности в разрешении конфликта.
Всем спасибо, все свободны? Увы, не совсем так.
В середине ноября приходится констатировать, что гордиев узел газовых проблем в треугольнике РФ-Украина-ЕС никуда не исчез, не разрублен и не распутан. Его трансформация происходит крайне непоследовательно, скорее хаотично. Вплоть до нарушения элементарной логики, интересов государства и общества с украинской стороны. Более того – динамика газовых спекуляций не укладывается даже в привычную схему застенчивого воровства топлива из транзитной «трубы». Какие фактические события произошли с 1 по 17 ноября в деле снабжения Украины природным газом?
Из украинского бюджета была выплачена часть безусловного долга размером 1.45 млрд. $ на счета Газпрома. После многочисленных и бесплодных просьб к евродрузьям и заокеанским производителям печенья «помочь дополнительными деньгами». Озвучивание просьб на самом высшем киевском уровне получению заветных траншей не помогло, пришлось залезть в скудную казну.
Перевод почти полутора миллиардов долларов сопровождался потрясающим комментарием главы украинского НБУ. О наличии разрешения от МВФ на подобную операцию. Что довольно красноречиво свидетельствует об уровне суверенитета Украины при распоряжении собственнымифинансами. Всего через неделю после прощания с 1.45 млрд. $ последовали откровения г-жи Гонтаревой о внезапном исчезновении презренного золотого металла из подведомственных ей хранилищ. Далее произошел очередной обвал гривны с миграцией валютных операций на рынок «черного обмена». Но разве подобные события имеют корреляцию и взаимосвязь?!
Предварительная оплата запланированных на ноябрь объемов в 2 млрд. кубометров так и не случилась. По компромиссному тарифу на такой аванс необходимо 756 млн. $, как в ноябре, так и в декабре. Что вполне по силам даже ослабленным и дезорганизованным финансам Украины. Хотя бы с целью приуменьшить слабость и дезорганизацию промышленности и ЖКХ, подтвердить свою способность заключать договоры и их соблюдать. Вместо предварительной оплаты последовала корректировка закупочных углеводородных планов в сторону их кардинального уменьшения. После допроса в украинской генеральной прокуратуре министр энергетики Продан заявил, что в этом году будет достаточно приобрести всего 1.5 млрд. кубометров российского топлива. А в январе и феврале 2015 – и вовсе один миллиард кубов. То есть в Брюсселе 1 ноября г-н Продан погорячился с громадьём газового импорта, а прозрел только к середине месяца, после визита в ГПУ. Возможно, переговоры по газу изначально следовало проводить в прокурорском ведомстве с привлечением посредников из СБУ?
Коллега г-на Продана по топливно-энергетическому руководству, глава Нафтогаза г-н Коболев, считает закупки газа в РФ лишними и даже вредными. О чем прямо заявил еще 10 ноября:
«Для нашей страны было бы лучше пройти эту зиму…вообще без российского газа,…это позволило бы развеять устойчивые мифы, что без сотрудничества с Газпромом на Украине все умрут…»
Безусловно, без российского газа на Украине умрут не все. И даже не большинство или заметное количество граждан. Артиллерийский огонь по городам и селам по определению эффективнее морозов и социальных проблем. Дает свои плоды и массовая миграция, будь то мимо стены имени Яценюка, будь то исход в Европу с шенгеном или без. Совершенно точно можно назвать целую категорию украинцев, которые не заметят отсутствия любого газа – из РФ, по реверсу или через несуществующий СПГ-терминал. Их обойдут миролюбивые обстрелы ВСУ и тяготы жизни на чужбине. Депутаты, олигархи и министры наверняка не пострадают от морозов любой лютости, от бомбежек любой интенсивности, от переездов любой дальности.
Еще в первой половине ноября Газпром оплатил Нафтогазу транзит своих европейских поставок за сентябрь, а руководимая г-ном Коболевым государственная компания часть полученных денег вернула. Дабы не соглашаться с газпромовским тарифом на стоимость газа, от которого зависит цена его транзита. То есть надежда на стокгольмский арбитраж (году эдак в 2016) превыше всех возможных компромиссов. Лидер победившего на парламентских выборах фронтового объединения депутатов (и по совместительству действующий украинский премьер) подготовил список новых министров для старого правительства. Пост руководителя энергетического ведомства займет в нем именно г-н Коболев.
Г-н Продан как не оправдавший доверия в направлении угольно-африканских поставок будет послан по известному направлению. Но без претензий со стороны правоохранительных органов и на первых порах – без уголовного поражения в правах. Скорректированные же им планы приобретения российского газа имеют все шансы быть пересмотренными заново, вплоть до полного нуля теплотворных кубометров. Подтверждением чему может быть не только сражение главы Нафтогаза с зимними мифами. Но и полное безразличие украинских властей к давно выставленному счету за ноябрьские 2 млрд. кубометров. Если решено приобрести меньший объем, логично ожидать хотя бы просьбы выставить новый, оптимизированный счет.
Проблема в том, что политическое решение Украины прекратить закупки российского газа скажется не только на ее промышленности и ЖКХ. И не только Газпром пострадает, так и не дождавшись второй части безусловного долга в 1.6 млрд. $ и средств за новые поставки. Накопленные в подземных украинских хранилищах объемы топлива уже сейчас сжигаются на ТЭС и на промышленных предприятиях. Имеющийся в ПХГ запас 16 млрд. м3 таит в себе сразу три источника энергетической нестабильности:
Физически этот объем неуклонно уменьшается, со скоростью от 40 до 70 миллионов кубометров в день, то есть от 1.2 до 2.1 млрд. кубометров в месяц. И это еще до наступления настоящих морозов.
Технологически порядка 4-5 млрд. м3 газа невозможно извлечь на поверхность, они требуются для создания компрессионного эффекта и всегда находятся в ПХГ.
Юридически 8 млрд. м3, то есть половина от уже виртуальных запасов, принадлежит бизнес-структурам г-на Фирташа. Что подтверждено последними решениями украинских же судов. Управляемая (во имя идеалов демократии и достоинства!) судебная система может и пересмотреть свои вердикты. Но г-н Фирташ имеет богатый и разноплановый опыт работы в украинской энергетике. Сопоставимый разве что с размером его состояния и влиянием на отдельно взятых юристов (и политиков). Так что такие судебные процессы как минимум затянутся надолго, а как максимум приведут к штрафному поражению украинского государства.
Украине, при всем падении производства и неурядицах в коммунальном секторе, недостаточно 5 млрд. кубометров российского газа до весны 2015 года. Если иметь в виду не только «прохождение зимы вопреки смертельным мифам», но и обеспечение транзитных обязательств перед Евросоюзом собственной мечты.
Усеченные до 2.5 млрд. м3 поставки не смогут обеспечить выполнение каждой задачи по отдельности.
Полное прекращение импорта из РФ приведёт к перебоям в европейском транзите в самый разгар зимы. К середине января или по традиции на Новый Год.
Поэтому вот эти строчки из отчета Газпрома по итогам работы корпорации за первые три квартала 2014 года:
«в середине ноября риски, связанные с транзитом российского газа через Украину, вновь повышены до критического уровня»
cтоило бы перевести на все значимые европейские языки и разослать от Рима и Брюсселя до Братиславы и Будапешта. Дабы европейцам не было мучительно больно от внезапных транзитных тромбов на Новый год. Подарки к Рождеству бывают разными, далеко не всегда полезными и позитивными. Украинские чиновники заняты корчеванием мифов о своей газовой зависимости от РФ. Не удивляйтесь, если вместе с мифами снесут и государственные гарантии по транзиту для европейских потребителей вместе с останками самого государства. Украина – цэ Европа, не забыли?
И когда министр германской экономики г-н Габриэль призывает «скорейшим образом устранить препятствия на пути строительства Южного потока» – он совершенно прав. Только эти бюрократические препоны были расставлены именно Евросоюзом, в котором Германия играет ведущую роль. Не будь этих препятствий, Южный поток вступил бы в строй уже в 2015. Увы, но без этой магистрали проблемы с газовым транзитом через Украину практически гарантированы. По целому комплексу политических, технологических, финансовых и юридических причин, инициированных майданной авантюрой.
Даша Гасанова
Источник: grtribune.ru