11 ноября 2014 года 74-летний президент Казахстана Нурсултан Назарбаев внезапно обратился с программным посланием к нации, в котором провозгласил свою «новую экономическую политику» (НЭП – само это название крайне амбициозно, и отсылает напрямую к знаменитому ленинскому НЭПу начала 1920-х годов). Лозунг программы – «Путь в будущее». Казахстанский НЭП стал ответом на циклический спад в мировой экономике, падение цен на нефть, конфликт России с Западом и экономические санкции против России, на новые реалии, возникающие в ходе идущей евразийской интеграции.

В этом году Казахстан оказался в принципиально новой ситуации. С одной стороны, он тесно связан с экономикой России, и российская рецессия, санкции — скажутся на его экономике негативно. Отразится на экономическом росте страны и снижение цен на нефть – ключевую статью экспорта. С другой стороны, перед Казахстаном открываются дополнительные перспективы. Он не участвует в режиме санкций и контрсанкций, рынок России для него открыт в рамках Таможенного союза и ЕЭП, у страны отличные отношения со всеми – от США и ЕС — до Китая и Японии. НЭП Назарбаева и призван использовать все выгоды нового положения Астаны.

Цель Казахстана прежняя – войти в число 30 наиболее развитых стран мира к 2050 году. Эти амбиции нельзя считать совсем необоснованными. Страна с 17.3 млн населения динамично развивается. В этом году ВВП Казахстана вырастет на 4.6%, в 2013 году рост составил 5%, 2012 – 5.1%, 2011 – 7.5%, на будущий год ожидается 4.8%, — на фоне российских нуля или даже спада. У Казахстана тот же уровень ВВП на душу населения, что и в России, низкая безработица, низкий уровень внешнего долга, сбалансированный бюджет, значительные валютные резервы. Казахстан вместе с Россией и Белоруссией развивает выгодный для него проект ТС и ЕАЭС, и готовится в самое ближайшее время стать членом ВТО.

Казахстан – на первом месте среди стран СНГ по накопленным прямым иностранным инвестициям (ПИИ) на душу населения, почти в два раза опережая Россию и в четыре раза – Украину. В авторитетном рейтинге Doing Business Всемирного банка, оценивающем страновые условия для предпринимательства, за 2014 год, Казахстан вышел на общее 50-е место (Россия – на 92-м, Белоруссия – на 63-м).Также Казахстан и Беларусь обходят Россию по темпам улучшения бизнес-климата с 2005 года.

По опросам предпринимателей, Россия пока опережает Казахстан и занимает первое место в СНГ по инвестиционной привлекательности (Казахстан – уверенное второе место), но все эти опросы поводились до украинского кризиса и до ввода санкций. Рейтинг ВБ также составлен по данным спокойного лета 2013 года. Нет сомнений, что события этого года изменят все эти соотношения не в пользу России.

Три основных фактора инвестиционной привлекательности Казахстана – макроэкономическая стабильность, политическая и социальная стабильность, низкие налоги. Их роль на фоне нынешней российской турбулентности лишь возрастет. Узкие места Казахстана – транспортно-логистическая инфраструктура, недостаточно открытая во все стороны торговая политика, коррупция и бюрократия, негибкое трудовое законодательство.

Именно эти узкие места и будет, уже с января 2015 года, энергично «расшивать» НЭП Назарбаева «Путь в будущее».
Нурсултан Назарбаев объявил о своем решении распечатать резервы Национального фонда и ежегодно дополнительно выделять по 3 млрд долларов на приоритетные проекты. Главные из них — инфраструктурные – автобаны, аэропорты, морские порты и аэропорты, ЖКХ. В целом только на дороги будет потрачено за три года около 25 млрд долларов.- с участием азиатских и европейских банков. Казахстан стремится занять ключевое транзитное место в центре Евразии, в том числе интегрировав китайский проект нового Великого шелкового пути.

За несколько лет должна быть кардинально улучшена или создана заново казахстанская национальная инфраструктура — сеть скоростных автодорог («лучи от Астаны»), линии электропередач, порты и паромные переправы на Каспии, транспортный хаб на границе с Китаем, городская инфраструктура быстро растущих городских агломераций. Астана и Алма-Ата уже вошли в пятерку самых привлекательных для бизнеса городов СНГ.

Помимо инфраструктуры, Казахстан хочет преодолеть свое заметное отставание в качестве человеческого капитала и специалистов. Выделяются дополнительные деньги на строительство новых школ, детских садов и на ускоренное развитие 10 ключевых университетов. При этом Казахстан не перенаправляет все большие ресурсы на военные и иные силовые расходы, как это делает Россия, оставляя в приоритете экономическое и социальное развитие. Доля военных расходов в ВВП Казахстана – лишь 1.2% (в России – уже более 4%).

Динамичное развитие Казахстана и новая амбициозная программа Назарбаева усиливают растущую конкуренцию внутри тройки интегрирующихся России Казахстана и Белоруссии. Это не только экономическая конкуренция, но и конкуренция трех различных моделей государства, экономики и общества.

Все три страны являются авторитарными государствами. Назарбаев единолично правит Казахстаном уже 25 лет, Лукашенко Белоруссией – 20, Путин Россией – 15 лет. Ни в одной стране власть ни разу не сменилась на свободных демократических выборах.

При этом экономические модели различны. Россия – классический госкапитализм крупных монополий, живущий за счет сырьевой ренты от экспорта сырья и простой индустриальной продукции (металлы и химия). Белоруссия – продажа машиностроительной продукции среднего уровня на традиционный российский рынок, перепродажа на экспорт российского сырья и жизнь на безвозмездные российские субсидии и кредиты. Казахстан – экспорт сырья, развитый аграрный сектор, ориентированный на экспорт, стремление к активному привлечению иностранных инвесторов во все сферы экономики, развитие транзитного потенциала.

В отличие от России, Казахстан и Белоруссия не имеют геополитических амбиций и поэтому не тратят на них огромные ресурсы. Их политика предельно прагматична, она максимально использует основные конкурентные преимущества двух стран. Конфронтация с Западом, санкции и контрсанкции, в которые ввязалась Россия, открывает перед ними новые перспективы. Из Белоруссии уже резко вырос ввоз европейских продуктов питания (замаскированных под белорусские), а Казахстан активно продвигает имидж страны, более привлекательной для бизнеса, чем Россия, и для которой при этом открыт емкий российский рынок.

Прагматизм против идеологизированной геополитики и связанными с нею рисками и растущим неоимперским бременем – новое конкурентное преимущество Минска и Астаны, которое они спешат реализовать на практике.

Белорусская и казахстанская юрисдикции уже становятся более привлекательными для российского бизнеса, о чем еще до украинского кризиса предупреждал российский бизнес – омбудсмен Борис Титов. Особенно привлекателен Казахстан, с его более низкими, чем в России, налогами, более низкими ставками кредитов, более низкой инфляцией и более дешевыми тарифами на электричество и перевозки. Общие издержки для ведения бизнеса в Казахстане значительно ниже, чем в России. Статистика уже показывает отток российских кампаний к южному соседу.

В этом году Россия внезапно стала в глазах всего мира главным «плохим парнем» Евразии. Послание Назарбаева и Лукашенко столь же ясно – они, напротив, заявляют о себе, как о «хороших парнях» постсоветского пространства, как о предсказуемых и надежных партнерах. И пока Москва, словно бы впав в безумие, громоздит вокруг себя новую стену, они прагматично ждут к себе богатых купцов со всего света. Двери открыты, стол накрыт, а на кухне уже жарятся баурсаки и драники.

Владимир Рыжков

Источник: echo.msk.ru


Читайте также:

Добавить комментарий