Наращивание боевого потенциала Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) будет идти за счет перевооружения полков и дивизий на новые ядерные комплексы стационарного и подвижного базирования. Об этом в пятницу на заседании Военного совета РВСН заявил командующий стратегическими войсками Сергей Каракаев.
— В рамках создания перспективной группировки к концу года планируется поставить на боевое дежурство 16 пусковых установок ракетного комплекса «Ярс», — сообщил, в частности, генерал.
Эту грозную технику выпускают в двух вариантах — мобильном и стационарном. В зависимости от дислокации частей и зоны их ответственности, ракеты «несут службу» либо в шахтах, либо на колесах. В последнем случае управление ими осуществляется с подвижных командных пунктов.
В Минобороны не скрывают, что именно «Ярсы» совместно с «Тополями-М» в ближайшие десятилетия составят основу ударной группировки РВСН. Они не только усилят ее боевые возможности, но и укрепят потенциал ядерного сдерживания стратегической триады России. Причем тот же «Ярс» заменит в некоторых дивизиях все еще надежный, но морально устаревший ядерный комплекс «Тополь». Если говорить в целом, то ракетами РС-24 с разделяющейся головной частью вооружат четыре дивизии РВСН. Этот процесс рассчитан до 2025 года.
Тейковское соединение уже перешло на мобильные «Ярсы». Сейчас подвижными грунтовыми комплексами оснащают Тагильскую и Новосибирскую дивизии. В Тагиле их получают два полка, в Новосибирске — один. Причем в Новосибирском соединении этому процессу предшествовали автономные испытания пусковых установок и машин обеспечения — в декабре прошлого года их поставили на опытно-боевое дежурство в стартовых батареях.
А в ракетном полку Козельской дивизии на опытно-боевое дежурство вот-вот заступит комплекс «Ярс», состоящий из четырех шахтных пусковых установок и унифицированного командного пункта.
Вообще с этим ядерным оружием военные связывают большие надежды. Напомним, что комплекс «Ярс» разрабатывался на базе «Тополя», но получился куда мощнее. Его ракета РС-24 превосходит по забрасываемому весу «тополиную» РС-12 более чем на 20 процентов. Хотя «Ярс» несет уже не один, а 3-4 ядерных блока, конструкторам удалось сохранить дальность полета стратегической ракеты в более чем 10 тысяч километров. Она на этом комплексе трехступенчатая. На ее корпус и приборный отсек нанесено специальное покрытие, снижающее воздействие различных поражающих факторов, в том числе — от ядерного взрыва. Кроме того, на старте ракета может совершать программный маневр. Это помогает ей относительно безопасно проходить радиоактивное облако в случае, если противник атаковал позиции «Ярса» баллистическими боеприпасами.
Создавая ракету РС-24, конструкторы также позаботились о сокра-щении времени нахождения боеприпаса в воздухе и уменьшении высоты конечной точки активного участка его траектории. Разделяющиеся боевые блоки головной части ракеты они сделали высокоманевренными и скоростными. Что позволяет гарантированно поражать цели в условиях упреждающего, ответно-встречного и ответного ядерного удара. Вообще, по утверждению экспертов, использованные при создании РС-24 прорывные технологические решения гарантируют боеприпасу высокую живучесть при преодолении любых систем ПРО. Стратегическому «Ярсу» не страшна даже эшелонированная система противоракетной обороны, в том числе с элементами космического базирования.
Была информация, что на базе «Ярса» в России могут создать новые боевые железнодорожные ракетные комплексы, которые станут использоваться вместо снятых с вооружения РВСН в 2005 году систем 15П961 «Молодец». Как и прежде, новая стратегическая техника внешне не будет отличаться от обычных вагонов-рефрижераторов. Понятно, что новое стратегическое оружие требует разработки новых способов его боевого применения, а также создания надежных систем защиты ядерных комплексов. Этими задачами активно занимаются и в оборонке, и в штабе РВСН. О боеготовности ракетных полков и дивизий генералы судят по результатам внезапных проверок, интенсивность которых в Ракетных войсках стратегического назначения за последний год выросла вдвое.
Сейчас в боевом составе РВСН около 400 пусковых установок с межконтинентальными баллистическими ракетами. Рост их количества ограничен международными обязательствами России. Поэтому развитие наземной составляющей нашей ядерной триады идет двумя путями. Первый — через модернизацию уже имеющихся на вооружении шахтных и мобильных ракетных комплексов. Второй — через разработку нового стратегического арсенала. Военные говорят, что на рубеже 2018-2020 годов РВСН получат на вооружение качественно новое оружие. Наверняка имеется в виду стационарный комплекс «Сармат» с тяжелой межконтинентальной баллистической ракетой.
Опытно-конструкторскими работами по этому проекту занимается кооперация промышленных предприятий во главе с Государственным ракетным центром имени Макеева. Их планируют завершить через пять-шесть лет. По словам бывшего начальника Главного штаба РВСН Виктора Есина, «Сармат» заменит стоящий на боевом дежурстве комплекс РС-20В «Воевода». А экс-руководитель 4-го ЦНИИ Минобороны генерал Владимир Василенко считает, что новая тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета шахтного базирования даст возможность доставлять боевые блоки к целям не только по энергетически оптимальным траекториям с жесткими азимутами подлета, но и наносить удары с различных направлений, включая доставку блоков через Южный полюс.
Источник: vpk.name