В рамках программы Гюнтера Яуха (Günther Jauch) глава российского государства Владимир Путин изложил свои взгляды на мир. Зрители этого ток-шоу смогли в прямом эфире наблюдать за тем, как генерируются новости.

Когда Гюнтер Яух обращается к политике, это не обязательно происходит в пользу публики, собирающейся перед экранами телевизоров в воскресенье вечером. Но на этот раз за счет включенного в программу интервью с Путиным его передача стала настоящей сенсацией. «Политика в прямом эфире» в форме подробного интервью с Владимиром Путиным, являющимся в настоящее время влиятельным и вызывающим споры человеком на международной арене — это, конечно же, не самые обычные компоненты такого рода передачи.

Поскольку ведущий оказался явно хорошо подготовленным, а также собрал достаточное количество интересных гостей, то в результате, на самом деле, получилась программа особого рода, и не только по меркам самого Яуха. И следует также учесть, это, судя по всему, было, по крайней мере, 47-е по счету ток-шоу на тему нового, старого и холодного противостояния Восток — Запад.

Сначала все телезрители смогли увидеть, как с помощью вопросов, задаваемых тому самому человеку в Кремле, действия которого уже на протяжении нескольких месяцев являются поводом для озабоченности и растерянности, генерируются материалы для новостей. Была предоставлена возможность увидеть и услышать вполне открытого для беседы Владимира Путина — по крайней мере по отношению к журналисту ARD Хуберту Зайпелю (Hubert Seipel). Российский президент ответил на все вопросы, а также с предельной ясностью и без всяких прикрас изложил свои взгляды на мир — как они формировались, каковы они сейчас, — и иногда он делал это с некоторой усмешкой, предназначенной прежде всего для Берлина.

Этот человек «в последнее время подвергается немалому количеству нападок», отметил знаток Путина Зайпель, а федеральный министр обороны была удивлена тем, насколько откровенно Путин признал аннексию Крыма.

И после этого опять все стали участниками одного из множества предпринятых на сегодняшний день попыток понять, что представляет собой «феномен Путина», как выразилась главный редактор телекомпании WDR Соня Микич (Sonja Seymour Mikich), с которыми неизбежно связан взгляд на современную историю и психосоциальное состояние этой страны. Микич, бывший московский корреспондент, в конце кратко сформулировала суть вопроса, процитировав слова Бориса Ельцина, который как-то сказал: «К России следует обращаться на «Вы». По ее мнению, не следует забывать, что системный коллапс и утрата статуса сверхдержавы многими миллионами русских были восприняты как катастрофа.

Но когда представленный как «любимый русский немцев» Михаил Горбачев взял слово и выступил в качестве сторонника Путина, то тогда, действительно, четко обозначилась граница понимания сторон.

Весьма категоричным оказался известный историк Генрих Винклер (Heinrich August Winkler), который, возможно, даже слишком тщательно разобрал ход событий, подчеркнув при этом, что Россия после первоначального открытия себя для Запада «отошла от демократических ценностей». Конечно, следует, по его мнению, уважать интересы России в области безопасности, но нужно также уважать интересы соседей в бывшей зоне ее влияния, которые беспокоятся теперь по поводу возможной агрессии.

Прежде всего Винклеру было важно указать на популярность Путина среди европейских правых партий (ключевое выражение — «этнический национализм»), однако особого продолжения не получилось. В конце он решительно предостерег от особого пути Германии в отношениях с Москвой; в конечном счете, нельзя было не заметить определенных сигналов Путина в адрес федерального правительства и особенно федерального канцлера.

Искусный тактик, но не стратег

Министр обороны Урсула фон дер Лайен (Ursula von der Leyen) не особенно была расположена слушать все эти разговоры о современной истории, поскольку они, разумеется, не могут служить в качестве оправдания нарушения международного права. Вместо этого она призвала направить взгляд в другое место, а именно вперед. На вопрос о том, куда именно следует смотреть, она ответила с помощью общих мест: на необходимые санкции, а также, естественно, на протянутую руку. Она не затронула вопрос о действенности принятых штрафных санкций, о которых упомянула Микич. По словам министра, они стали необходимыми хотя бы для того, чтобы продемонстрировать невозможность решения этого конфликта с помощью военных средств.

Оставался вопрос о том, а чего же, собственно, хочет Путин. При всей готовности обсуждать этот вопрос вывод получился сравнительно общим: консенсус состоял в том, что этот человек является искусным тактиком, но не стратегом, а в отношении сплоченности Запада он просто просчитался. «У него нет плана Б», — сказала Микич.

Но затем был затронут еще один вопрос, который особенно интересовал ведущего. Можно ли себе представить, чтобы г-жа Меркель на российском телевидении смогла дать такое же интервью, как Путин на немецком, поинтересовался он. У эксперта Зайпеля была наготове хорошая новость для Яуха: да, на российском телевидении г-жа Меркель, несомненно, всегда является желанным гостем.

Матиас Цшалер

Источник: inosmi.ru


Читайте также:

Добавить комментарий