ОАО «РЖД» готово ликвидировать электрички в южных регионах

С начала года Северо-Кавказская железная дорога сократила 108 электричек, из которых почти половина (51) – в Ставропольском крае. Полностью лишилась пригородных поездов Чечня, в Дагестане и Северной Осетии их осталось меньше половины; исчезли рейсы, связывающие Ставрополье с соседними республиками. А с будущего года РЖД обещает «зачистить» и остальные убыточные направления на Северном Кавказе (скажем, Ставрополье грозят вообще оставить без электричек).

Причина – в хронических неплатежах РЖД. Поэтому региональные власти сейчас судорожно придумывают, откуда взять деньги и какой вид транспорта предложить возмущенным пассажирам взамен электричек.

Миллиардеры в дырявых штанах

На проходящем в Москве «Форуме действий», который проводит «Народный фронт», обсуждалась проблема отмены электричек в российских регионах. За последние месяцы эта проблема поистине стала тотальной, а уж тем более остро она ощущается в разгар дачного сезона, да еще и в преддверии предстоящей «оптимизации» системы здравоохранения.

Цифры таковы. Если за предыдущие два года РЖД сократили 340 пар поездов, то с начала нынешнего – 550 (всего же по стране остаются «в строю» чуть более 6 тысяч ежесуточно отправляющихся поездов).

Критическая ситуация сложилась, например, на Ставрополье: с января РЖД сократили 51 электричку (осталось 42): в первую очередь это коснулось курортного региона Кавминвод, а также восточных районов края и, главное, направлений на Северную Осетию и Кабардино-Балкарию. В официально опубликованном пресс-релизе Северо-Кавказская железная дорога (СКЖД) сообщает, что с января 2015 года электрички на Ставрополье могут быть отменены вообще.

В других южных регионах, судя по сообщению РЖД, ситуация тоже остра: например, в Чечне отменены 8 электричек (это вся маршрутная сеть), столько же – в Кабардино-Балкарии, в Краснодарском крае – 16, а в Ростовской области, Дагестане и Северной Осетии – по 12. Единственные регионы, которых не коснулась «оптимизация» – это Адыгея и Карачаево-Черкесия.

Дело в том, что здесь в бюджете заложена стопроцентная компенсация выпадающих доходов Северо-Кавказской пригородной пассажирской компании (СППК) – дочернего предприятия РЖД, которое и ведает электричками.

Таких ответственных регионов в стране всего 10. В Северной Осетии компенсируется 89% от экономически обоснованного тарифа, в Краснодарском крае – 76%, в Дагестане – 70%, в Кабардино-Балкарии – 49%, в Ростовской области – 41% (при этом в стране 21 регион, где не обеспечивается и 50% компенсации потерь в доходах от пригородных железнодорожных перевозок).

В бюджете Ставропольского края средств на компенсацию пригородных перевозок вообще не предусмотрено (таких регионов в стране еще два –Вологодская и Ленинградская области).

У каждого своя правда

Пригородные перевозки в России всегда были убыточными: просто невыгодно возить пассажиров на короткие расстояния. И правительство постоянно придумывало способы, как оживить этот социально важный вид транспорта.

Если до 2011 года выпадающие доходы внутри РЖД компенсировались за счет перекрестного субсидирования от грузовых перевозок, то затем от этой практики решили отказаться. Для обслуживания электричек были созданы отдельные юрлица – 24 пассажирские компании. Например, в нашем регионе это СКППК, 74% в которой принадлежит РЖД, а 26% – администрации Ростовской области.

Эти компании заключают договоры с правительством каждого субъекта федерации об организации перевозок. В этом документе определены маршрутная сеть, необходимое количество рейсов (то есть количество пар пригородных поездов на каждом направлении). При этом РЖД предоставляет пригородным компаниям в аренду подвижной состав с экипажами (стоимость аренды, технического обслуживания, ремонта, управления и эксплуатации подвижного состава составляет до 80% расходов перевозочных компаний).

В целом по нынешнему году, как сообщает пресс-служба СКЖД, регионы ее обслуживания компенсируют только 73% от экономически обоснованных расходов. В итоге убыток пригородной компании уже приблизился к 3 млрд рублей (в целом по стране в региональных бюджетах предусмотрено лишь 58% от компенсации потерь железнодорожников).

Но эти цифры называют монополисты-перевозчики, а вот у региональных властей своя правда: они регулярно жалуются на непрозрачность работы «дочек» РЖД. Например, на Ставрополье правительство считает экономически обоснованным тариф в 18 рублей за проезд в пределах одной зоны (это 10 километров), а Северо-Кавказская перевозочная компания – 24 рубля. А все дело в том, что в таком важнейшем вопросе нет третейского судьи: Федеральная служба по тарифам (ФСТ) до сих пор не разработала и не утвердила методику расчета экономически обоснованного уровня тарифа.

Три тысячи летучих голландцев

Минэкономразвития уже подготовило проект постановления правительства, согласно которому перевозчики смогут отказывать в услуге регионам, не компенсирующим их выпадающие доходы. После этого, как прогнозируют специалисты, в России вообще может остаться не более 2-2,5 тысяч электричек, и практически все – в Московском регионе (сегодня на него и так приходится две трети пассажиропотока).

Неслучайно совладельцами Центральной и Московско-Тверской пригородных пассажирских компаний (ЦППК и МТППК), которые обслуживают столичный регион, являются структуры Искандера Махмудова и Андрея Бокарева – людей из списка Forbes. Уж они-то деньги считать умеют.

А вот может ли «бизнес на электричках» быть прибыльным в других уголках страны? Например, в Кавминводах, где электричка – исторически не только вид транспорта, но и элемент культурной среды, имиджа курортного региона. Более того, ежедневно на электричках передвигается 20 тысяч человек (в основном за счет маятниковой миграции между городами-курортами).

Сейчас отмененные электрички пытаются заменить автобусами, но их катастрофически не хватает. На недавнем заседании краевого парламента депутат от Минераловодского района Айдын Ширинов предложил построить на КМВ закрытые дороги для общественного транспорта. Понятно, что идея утопическая. Ведь если у правительства нет денег на компенсацию перевозок, то вряд ли они найдутся на строительство дорог.

А вот само ОАО «РЖД» уже выходило на правительство края с предложением, как можно «оживить» пригородные перевозки на Кавминводах. За пример взят опыт Москвы, где владельцы двух перевозочных компаний хотят усовершенствовать транспортную логистику за счет полноценных мультимодальных перевозок. Речь идет о том, чтобы свести воедино разные виды транспорта – поезда дальнего следования, электрички, автобусы и такси. При этом вокзал превращается в общественно-деловой центр с гостиницами, точками общепита, парковками, кинотеатрами…

Сейчас проект, разработанный компанией «Развитие вокзалов – Кавказ» (дочерняя структура РЖД) предусматривает строительство таких мультимодальных узлов в Ставрополе, Невинномысске и городах Кавминвод. На вокзалах КМВ, по планам, должны появиться 54 тысячи кв. м коммерческих площадей и парковки на 1,5 тыс. автомобилей. Объем инвестиций составит 14,6 млрд рублей («Кавказская политика» уже рассказывала об этом в статье «Кавказский «локомотив» РЖД»).

Но помимо этого нужны и операционные изменения — например, модернизация платформ, ремонт павильонов и навесов, а также более жесткая борьба с «зайцами». Стоит напомнить, что сейчас правительство рассматривает поправки в КоАП: ответственность за безбилетный проезд изменится с административной на гражданско-правовую.

То есть «зайцу» придется оплатить не фиксированный размер штрафа, а 50-кратную стоимость поездки. Правда, в этом случае неизбежно встанет вопрос и об ужесточении требований к кондукторам. Но он решается за счет внедрения автоматической системы контроля и установки турникетов (при этом билет можно будет купить через интернет, что уже давно практикуется в Краснодарском крае).

 

Антон Чаблин

Источник: kavpolit.com


Читайте также:

Добавить комментарий