Политические дискуссии в центральных СМИ создают впечатление, что в нашем обществе достигнуто полное согласие. Депутаты от «партии власти» и оппозиционных фракций, некогда гонимые редакторы патриотических журналов и кремлевские политтехнологи обсуждают одну тему – Украину – и в одном идейном русле. Говорить про внутренние проблемы в России, вокруг которых могли бы развернуться настоящие дискуссии, в среде допущенных до участия в телешоу людях стало будто неприличным. В итоге, у народа неизбежно складывается ощущение, что вся наша публичная политика не имеет никакого отношения к действительности. Так что кажущееся единение мнений истеблишмента в критический момент может обернуться сломом всей системы государственности.

В связи с событиями в соседней стране на ТВ вернулись даже прямые эфиры. Обсуждений стало даже больше, чем в «свободные девяностые». В «нулевые» самое лучшее время отдавалось трансляции концертов юмористов, вечеров Петросяна, Винокура, программе «Аншлаг». Хохмами затравили народ так, что его буквально тошнило. Теперь, понятное дело, не до шуток. Вместо них почти круглосуточно политические споры. Но, по большому счету, ничего не изменилось.
«Бандеровцы сожгли людей в Одессе, почему Европа этого не видит?!» – возмущается сенатор. «Надо помогать Донбассу, битва идет за Россию!» – с жаром кричит политолог. «Скоро в Киеве все замерзнут без нашего газа», – убеждает губернатор. «Неужели дорогая для нас украинская культура исчезнет под напором евросодома?» – сожалеет литератор. «Да! Америка сеет по всему миру хаос и войны», – отвечает литератору философ…

Иногда зовут на такие обсуждения и какого-нибудь либерала, который должен своим присутствием показать наличие на нашем телевидении плюрализма мнений. Либерал этот даже не говорит о «сжегших самих себя сепаратистах». Просто что-то невразумительное талдычит. Надо, мол, договариваться, стремиться к диалогу, искать компромисс. Все остальные участники шоу на него тут же накидываются, публично называют национал-предателем и чуть не раздирают единственного оппонента на куски.

С эфира все, наверное, выходят возбужденные и довольные. Кому засветиться лишний раз на экране большое счастье, кому покричать удовольствие. Продюсеры прикидывают, на сколько подрос рейтинг. Кремлевские идеологи радуются, в каком неприглядном свете удалось выставить либерала. «Оппозиционеры хотят сделать у нас, как на Украине. Если власть не любить, то будут холод, голод, гражданская война», – такой месседж посылают народу. Раздербаненный либерал тоже не в накладе, его все-таки позвали на ТВ, можно рассчитывать, что его способности играть роль «мальчика для битья» будут востребованы и дальше.

Проблема в том, что люди в России живут не такие глупые, как про них думают продюсеры, пиарщики, бьющие себя в грудь депутаты, политологи и философы. Цены растут, тарифы ЖКХ поднимают. Делают это втихомолку, не обсуждая, не устраивая телешоу, но народ этого не замечать не может. И у граждан складывается стойкое ощущение, что их просто держат за дураков. А никому не нравится, если его держат за дурака. Никому не по нраву холеные участники дебатов, не известно работавшие ли когда-нибудь в поле, на заводе или в больнице, когда они пудрят мозги, чтобы никто не заметил своих реальных проблем. Люди смотрят на все эти шоу, молчат, публично не возмущаются, а внутри копится злоба.
И самое плохое, что в момент, когда народ спросит, почему становится хуже жить, пострадают не только отдельные представители власти. Это в развитых демократиях одно правительство сменит другое, и все будут ждать следующих выборов. Когда накопившееся возмущение прорывается наружу у нас, то сносится не только правительство, но и отвергаются все смыслы, о которых прежняя элита говорила.

Так в 1991 году наш народ, ментально тяготеющий к идеям патриотизма, социальной справедливости, коллективизма, в одно мгновение откинул все, даже самые хорошие, постулаты коммунистической идеологии. Без сожаления с водой выплеснул и ребенка. Школьные учителя и военные смело рассуждали о том, какое счастье принесет нам свободный рынок, социал-дарвинизм и почему бы не отдать Сибирь Америке.

Потом, как известно, все свободного рынка наелись, вновь заговорили о коллективизме и патриотизме. И власть поняла, что народ осмеивать не надо, а надо потакать его настроениям, хотя бы на словах, рассуждать побольше о патриотизме и распространении в мире нашей мощи. Граждане поверили, тем более и в материальном плане жить стало лучше.

Сейчас экономическая ситуация стремительно ухудшается, и никто не знает, не придется ли снова вместо цветов на даче все засаживать картошкой. Но вместо правды, которую народ мог бы принять, ему откровенно подсовывают отвлеченные от жизни рассуждения. Значит, растет недовольство. «Они нашей жизни совсем не знают, только дурят», – думают про себя люди. А поскольку левые и правые, провластные и оппозиционные депутаты и интеллектуалы сейчас говорят одно и то же, то и спрос будет со всех. Вместо одной парламентской партии не придет другая.

Народ отвернется от всех и сразу, в том числе и от здравых идей патриотизма и помощи Донбассу. Такова уж наша особенность, что в момент гнева мы готовы поверить пустым посулам. И если кто-то из новоявленных деятелей в критической ситуации скажет, что стать колонией Америки это хорошо, то многие воспримут это как призыв к действию.

И будут в Москве «майдан» и всеобщий хаос. И это станет результатом нынешнего телевизионного единства мнений.

Дмитрий Кумбриков

Источник: svpressa.ru


Читайте также:

Добавить комментарий