Во время недавних дебатов в Национальном Собрании по проекту закона «О государственном бюджете на 2015 год» неожиданно выяснилось, что в проекте нет ни слова о ЕАЭС, не сделано никаких расчетов по оценке возможных рисков и последствий вступления в ЕАЭС. По словам замминистра финансов Павла Сафаряна, чисто юридически бюджет 2015 года не мог учитывать экономических последствий от вступления Армении в ЕАЭС, поскольку ко времени разработки проекта страна не была членом этой структуры. Сафарян сообщил, что сейчас специалисты правительства изучают все факторы и последствия присоединения Армении к ЕАЭС, результаты этой работы будут, по-видимому, представлены во время первой парламентской сессии в декабре.
Такие объяснения звучат несколько странно, если учитывать весь процесс по вступлению Армении в ЕАЭС, включая многочисленные обсуждения и встречи на официальном уровне в течение года. Поведение армянской стороны показывает, что решение о вступлении в ЕАЭС является политическим.
Именно политическая, а не экономическая составляющая стала первоочередной для армянской стороны
«Решающими и определяющими в выборе Армении в пользу ЕАЭС явились мотивы отнюдь не экономического характера. Подобный выбор продиктован необходимостью решения, в первую очередь, вопросов безопасности. Именно формат ОДКБ позволяет обеспечить безопасность границ Армении. Членство в ЕАЭС позволит сохранить статус-кво в зоне карабахского конфликта и обеспечивать безопасность Нагорного Карабаха»,- считает директор Института гражданского общества и регионального развития, политолог Агавни Караханян.
По определению директора армянского филиала института стран СНГ Александра Маркарова, выбор Армении, с учетом ее геополитического положения вполне естественный, тем более что с формальной точки зрения ЕАЭС является экономическим союзом, но в целом рассматривается как политико-экономическая структура.
При этом многие политики и эксперты обращают внимание на то обстоятельство, что сотрудничество Армении с Европейским союзом будет продолжено и после вступления страны в ЕАЭС.
Несмотря на серьезное противостояние с властью за вступление в ЕАЭС выступают все ведущие оппозиционные политические силы, за исключением небольшой прозападной партии «Наследие».
«Членство в ЕАЭС исходит из жизненных интересов Армении. АРФ «Дашнакцутюн» поддерживает вступление в эту структуру, приняв во внимание вопросы безопасности. Однако мы считаем, что Армения в этом союзе должна иметь равные права с остальными членами»,- заявил руководитель парламентской фракции «АРФД» Армен Рустамян.
По словам лидера АНК Левона Тер-Петросяна, вступление Армении в ЕАЭС необратимый факт: «Любые конвульсии в связи с этой реальностью отныне являются запоздалыми, бессмысленными и вредными. Неужели кому-то сложно понять, что хотя бы в случае 10% потерь, выпавших на долю Украины, Армения исчезла бы с карты мира? Странно, что даже Запад воспринял это нормально, в то время как некоторые люди продолжают выступать против ЕАЭС. Горстка людей никоим образом не желает считаться с реальностью, пытаясь спровоцировать в Армении искусственные антироссийские настроения и не понимая, что нет даже почвы для этого».
Что касается населения, то важнейшим показателем адекватного восприятия действительности можно считать отсутствие какой-либо общественной поддержки противников вступления Армении в ЕАЭС: на акциях протеста присутствует немногим более 30-50 человек, включая журналистов, освещающих эти акции.
Сусанна Петросян
Источник: vestikavkaza.ru