Депутаты готовы одобрить повышение налогов на малый бизнес
Во вторник Государственная Дума сразу во втором и третьем чтении должна принять поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие введение так называемых муниципальных сборов с малых предприятий и частных предпринимателей. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) уже оценил его как противоречащий провозглашенной правительством политике отказа от увеличения налоговой нагрузки на бизнес.
С бору по сосенке
Сам закон был внесен на рассмотрение нижней палаты Федерального собрания еще 5 ноября. В пояснительной записке к нему указывалось, что закон необходим для повышения доходной части бюджетов муниципальных образований, испытывающих крайне острый дефицит средств. По данным Росстата, только за прошлый год им не хватило 125 миллиардов рублей — при доходах муниципальных образований в 2,8 триллиона рублей. Однако после совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева, состоявшегося в минувшую пятницу, закон решили смягчить.
Андрей Макаров Фото: Дмитрий Духанин / «Коммерсантъ»
Предполагалось, что новыми сборами с Нового года обложат сразу 22 вида предпринимательской деятельности. Ставки — до 600 тысяч рублей в год. Теперь, после правок Минфина, налог вводится не в столь «драконовском» виде, в котором его предлагал инициатор законопроекта, глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров. Платить придется лишь предприятиям торговых компаний и индивидуальным предпринимателям. Не будет гостиничных сборов, сборов с предприятий общественного питания, туалетов, организаций бытовых услуг. Размер сбора определяется на основе патента, который устанавливается для индивидуальных предпринимателей. Причем от авансовых платежей отказываются.
Ставки фиксируются в рублях за квартал в зависимости от размера торговой площади. Для торговых залов размером более 50 квадратных метров, а также складских помещений — 550 рублей на «квадрат». Для компаний, управляющих рынками, ставка не сможет превышать те же 550 рублей с квадратного метра.
Нелишние деньги
Впрочем, вместе со снижением ставок при правке законопроекта оказался выхолощенным и его первоначальный смысл. Теперь будет непросто объяснить избирателям, что новые сборы призваны пополнить местные бюджеты. Ведь согласно принятому законопроекту, эти сборы вводятся с 1 июля 2015-го в не в самых, мягко говоря, бедных регионах. А именно в городах федерального значения: Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.
В новой версии документа регионы теряют право увеличивать налог в 10 раз, как предлагалось в «макаровской» версии, зато смогут сокращать его вплоть до нуля. Объем уплачиваемого сбора вычитается из суммы налога на прибыль (который тоже идет в региональные бюджеты).
Между тем, согласно проекту бюджета Москвы на будущий год, ее доходы составят 1,61 триллиона рублей. Санкт-Петербург планирует заработать 408,1 миллиарда рублей. А Севастополь — 6,7 миллиарда. Правда, все эти бюджеты будут дефицитными. Москва планирует потратить на 120 миллиардов больше своих доходов. Дефицит бюджета Санкт-Петербурга — 50 миллиардов, Севастополя — 10,1 миллиарда рублей. Однако, в последнем случае разница покрывается за счет межбюджетных трансфертов и дотаций из федерального центра.
Фото: Рожков Юрий / Фотобанк Лори
Но в любом случае, как отмечают эксперты, та же Москва при таких доходах, вполне может справляться со своим дефицитом и не повышая налоги на малый бизнес. А вот в регионах, где дефициты муниципальных бюджетов действительно угрожающие, новые сборы не вводятся. Вот данные Росстата. Властям Краснодарского края, например, в 2013 году не хватило 6,4 миллиарда рублей собственных доходов для выполнения своих обязательств, Свердловской области — 11 миллиардов, Ханты-Мансийского автономного округа — 13,1 миллиарда. В этом ряду стоит упомянуть и Московскую область, где дефицит муниципальных бюджетов в прошлом году достиг 9,6 миллиарда рублей. Однако, во всех перечисленных субъектах федерации, сборы введут только с 2016 года. И для этого потребуется принимать отдельные законодательные акты.
Назад в будущее
Похоже, что повышение налоговой нагрузки на бизнес планировали профессиональные психологи. Сначала депутат Макаров вносит «драконовский законопроект», от которого у предпринимателей шевелятся волосы, а потом его смягчают при участии «хорошего» Минфина и региональных (в данном случае московских) властей.
Сергей Шаталов Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»
Заместитель министра финансов Сергей Шаталов в беседе с «Лентой.ру», оценивая законопроект в нынешнем виде, сказал: «Из всех возможных вариантов это самый мягкий». Причем, по словам Шаталова, участие Минфина в разработке закона было весьма скромным. «Мы помогали в технологии, а не в ставках», — отметил он. Что касается мер, содержавшихся в прошлом варианте, Минфин советует предпринимателям не беспокоиться. «Ту версию, которая первоначально предложена депутатом Макаровым, бессмысленно обсуждать, потому что она уже неактуальна», — подчеркнул замминистра.
В результате введения нового налога Москва рассчитывает в следующем году получить дополнительно 2-3 миллиарда рублей. Учитывая, что эту сумму планируется собрать за полгода, объем годовых поступлений может достичь 6 миллиардов рублей. Вряд ли такая сумма решит проблему дефицитности ее бюджета. Зато ущерб для малого бизнеса в столице может оказаться непропорционально высоким.
Константин Угодников, Григорий Коган
Источник: lenta.ru