Когда в Брюсселе в очередной раз собрались министры иностранных дел стран-участниц ЕС для обсуждения вопроса ужесточения санкций в отношении России за Украину, то Литва, агрессивное русофобство руководства которой уже давно всем известно, попыталась пустить в ход новый инструмент. А именно – представители Литвы, вступившей в Евросоюз 10 лет назад, принялись обличать политиков ряда стран «старой» Европы в том, что они… «недостаточно» европейские.
По традиции, антироссийскую тональность брюссельской встрече пытался задавать глава внешнеполитического ведомства Литвы Л.Линкявичюс, заявивший о необходимости усиления дальнейшего давления на Москву в связи с «ухудшением ситуации на Украине после так называемых выборов на востоке страны 2 ноября».
Вместе с тем, новшеством для литовской дипломатии стала критика европейских институтов власти. Глава литовского МИД, в прошлом активный комсомольский вожак, обвинил ряд представителей Европарламента в сотрудничестве с Россией, назвав их «радикальными, включая неонацистов и ксенофобов, которых Москва приглашает в качестве наблюдателей на непризнанные выборы в Крыму и Донецке». По всей видимости, литовский дипломат говорит о представителях евроскептиков, которые по результатам волеизъявления народов своих стран на выборах в Европейский парламент в мае 2014 г. получили треть мест – ориентировочно 250 депутатов (для сравнения: от Литвы в Европарламенте всего 11 человек).
Чем руководствовался министр периферийной постсоветской страны Л.Линкявичюс, проводя «красные линии» в попытке поделить Европу на «своих» и «чужих», можно только догадываться.
Возможно, в росте влияния евроскептиков Литва увидела угрозу американским интересам в Европе, что может затормозить процесс заключения трансатлантического соглашения о зоне свободной торговли между США и ЕС, которое готовится к подписанию в 2015 г. Новый формат открывает дорогу к американскому экономическому доминированию над дестабилизированной украинским кризисом и экономически ослабленной Европой. Реализуемый США тезис ослабления европейской энергетической зависимости Европы от России — не что иное, как борьба за европейский газовый рынок сбыта.
Вильнюс вносит и свои 5 копеек в американскую копилку, принимая инициативы, которые ещё больше свяжут ЕС по рукам и ногам в украинском кризисе. Так, на днях комитеты по иностранным и европейским делам литовского парламента приняли резолюцию, в которой призвали инициировать дискуссию на уровне ЕС по поводу шестилетней финансовой помощи Украине в объёме 30 млрд. евро.
Другими словами, Европе, которая всеми силами открещивалась от посредничества в урегулировании газовой задолженности Украины перед Россией в размере 3 млрд. евро, не желая быть платёжным гарантом, предлагается инициировать новый «план Маршалла».
На днях в рамках форума «Большой двадцатки» в Брисбене заместитель генерального управляющего директора МВФ Дэвид Липтон предупредил, что двухлетний стабилизационный заём в размере 17 млрд. долларов США может не спасти украинскую экономику от коллапса. По оценкам экономистов, ВВП страны за 2014 г. упадёт на 8%, а годовое обесценение национальной валюты — гривны — по отношению к доллару составит 90%.
Таким образом, если Европа позволит финансово втянуть себя в процесс «восстановления» Украины, то она фактически добровольно откажется от своего лидерства и экономического суверенитета. По оценкам французского экономиста Жака Сапира, для поддержания украинской экономики на плаву в неё ежегодно на протяжении пяти лет необходимо закачивать ориентировочно 30 млрд. евро. Если вспомнить недавний пример Греции, на которую ЕС потратил более 150 млрд. евро, чтобы Афины не допустили дефолт по своим обязательствам, то эти подсчёты выглядят даже консервативно.
Разница в том, что Греция – член ЕС, а Украина – нет, да ещё имеет самую энергозатратную экономику в мире.
Европейские соцопросы общественного мнения свидетельствуют о том, что большинство европейцев не видят в ближайшей перспективе Украину в качестве члена ЕС и не хотят за неё платить. Похоже, украинский кризис на фоне сепаратистских центробежных процессов в Европе, сотрясаемой чередой референдумов (шотландцы, каталонцы, баски, фламандцы), нежелания одних платить за других, попыток сворачивания основополагающих принципов самого существования ЕС (ограничение Великобританией свободного перемещения трудовых ресурсов) в нынешних реалиях становится тем самым айсбергом, на который налетел «Титаник» Европейского союза. Причём на капитанском мостике в тот момент как раз была Литва – как страна, председательствовавшая во второй половине 2013 г. в ЕС и активно способствовавшая украинскому хаосу тогда, да и теперь.
Олег Мирославов
Источник: rubaltic.ru