Начало ноября стало очень неудачным временем для частных космических компаний, пишет Павел Сивоконь в №45 журнала Корреспондент от 14 ноября 2014 года.

Вначале на стартовой площадке космодрома Уоллопс ракета-носитель Антарес с кораблём Signus сразу после старта развалилась на несколько фрагментов и взорвалась. При этом катастрофа транслировалась в прямом эфире на сайте NASA.

А через несколько дней экспериментальный суборбитальный самолёт SpaceShip Two известного миллиардера Ричарда Брэнсона упал в ходе испытательного полёта в пустыне Мохаве. В результате более десятка клиентов, уже заплативших компании Брэнсона Virgin Galactic по $ 250 тыс. за билет, потребовали вернуть деньги. А акции предприятия резко пошли вниз и за неделю торгов потеряли 5% стоимости.

И дело даже не в том, что NASAуже заплатило за разработку и испытания Signus более $ 1,9 млрд, а на детище Брэнсона многие смотрели как на образец корпорации, занимающейся частными «звёздными» технологиями. Дело в отношении к освоению Вселенной частниками как таковому.

Власти США опять хотят запустить процесс создания государственного многоразового челнока

В Вашингтоне уже заявили, что постоянные аварии с негосударственными кораблями вызывают сомнения по поводу того, может ли бизнес достойно справиться со столь ответственной задачей. Сейчас власти США опять хотят запустить процесс создания государственного многоразового челнока. Вопрос в том, что политики пока не готовы выделять на это нужные средства.

«Когда в 2008 году Барак Обама начал снижать бюджет NASA, предполагалось, что отдельные функции агентства возьмёт на себя частная инициатива», — говорит Корреспонденту Люсия Ленарес из Европейского космического агентства.

Теперь же данный постулат поставлен под вопрос, отмечает эксперт.

При этом страны не могут предложить быстрой замены частным звездолётам, ведь некоторые из них уже сумели доставить первые грузы на Международную космическую станцию (МКС).

Другим вариантом могла бы стать Россия, но там за один запуск хотят не менее $ 20 млн, а ракетоносители российского производства нередко взрываются, уничтожая спутники. В условиях политического противостояния Москвы и Вашингтона идея использования Байконура для снабжения МКС и исследования Вселенной становится ещё более проблемной.

За последние несколько лет частные компании смогли доказать, что способны получать прибыль и продвигать развитие науки в этой сфере. Они уменьшили стоимость вывода грузов на низкую орбиту более чем на 30%

За последние несколько лет частные компании смогли доказать, что способны получать прибыль и продвигать развитие науки в этой сфере. Они уменьшили стоимость вывода грузов на низкую орбиту более чем на 30%, до $ 1,5 млн за 1 т, а также заинтересовать богатых людей космическим туризмом.

Но теперь непонятно, сможет ли бизнес доверять им после аварий. А поскольку развитые страны не спешат увеличивать расходы на освоение Вселенной, первыми на Марсе вполне могут высадиться китайские астронавты.

Звёздная эстафета

Когда весной 2011 года челнок Атлантис в последний раз запустил свои стартовые ускорители на космодроме мыса Канаверал, уже было понятно, что США и ЕС хотят максимально ограничить своё присутствие в освоении космоса. Страны честно признавались, что до кризиса расходы на науку были слишком велики.

Ещё в 2009-м администрация президента США Барака Обамы начала урезать бюджеты. В Белом доме заявляли, что исследования дальних уголков Солнечной системы — удел роботов и станций-автоматов, а обслуживание всего, что висит на околоземной орбите, возьмут на себя частные компании. Примерно в то же время компания SpaceX запустила рабочий вариант грузового корабля одноразового использования.

«У SpaceX корабль был сделан по типу российского Союза, но оказался удобнее в обслуживании и на 10% дешевле», — рассказывает Корреспонденту Брэт Биддингтон из Австралийской ассоциации космических исследований.

По словам эксперта, именно успешный запуск частного «грузовика» решил вопрос существования МКС. В 2009-м шли разговоры о том, что станцию нужно эксплуатировать до 2020 года, а потом затопить. Такая позиция определялась урезанием финансирования программ и тем, что Россия постоянно повышала стоимость запуска своих кораблей к МКС.

Тогда же Брэнсон провёл успешные испытания своего первого большого суборбитального самолёта. Он мог подниматься на 100 км над землёй — к нижней границе открытого космоса.

Это стало новой вехой в истории космического туризма. Virgin Galactic предлагала двухчасовой полёт всего за $ 250-300 тыс. За полёт к МКС на российском корабле нужно было заплатить до $ 20 млн. В начале 2014-го на Международном экономическом форуме в Давосе Брэнсон заявил Корреспонденту, что через несколько лет его компания откроет первый туристический маршрут за пределами Земли.

Конечно, государства продолжали сохранять лидерство в освоении Вселенной. Значительное число компаний, разрабатывавших собственные корабли, делали это за деньги NASAили частично получали гранты от правительств. При этом они также привлекали инвесторов. Такой симбиоз частных и бюджетных средств позволил привлечь в отрасль только в США более $ 100 млрд за последние несколько лет.

Вопрос идеологии

Сразу после появления новостей о крушении SpaceShip Two эксперты поставили под сомнение коммерческий космос. Сами компании заявили, что продолжат работу и не станут снижать инвестиции, но их позиции на рынке серьёзно поколебались.

«Государства исследуют космос из политического престижа или научного интереса. А для бизнеса нужны прибыли и гарантии возврата инвестиций, иначе деньги оттуда уходят», — считает Генри Херцвельд из Школы международных отношений Эллиотта.

Если ещё несколько частных кораблей постигнет та же участь, компании не захотят иметь дело с такими ракетоносителями, уверен Херцвельд. Особенно это касается основных заказчиков — телекоммуникационных корпораций. Тут можно вспомнить печальную судьбу программы Морской старт. Плавучий космодром начал свою работу в 1999-м, но так и не смог привлечь много клиентов — с 2009-го платформа запускала по одному ракетоносителю в год.

Если это случится, развитые страны окажутся в неприятной ситуации. Им придётся зависеть от российских ракет и платить Москве за каждый запуск.

Тем более непонятно, сможет ли NASA при урезанном финансировании быстро построить межпланетный корабль, который предполагали использовать для миссии на Марс. Экспедицию запланировали на 2017 год, но после ноябрьских аварий подготовку приостановили.

При этом в США не скрывают, что их всё больше волнует китайская программа. Конечно, пока КНР не может позволить себе тратить столько денег, сколько Америка и Европа, но в Пекине не распыляются на исследования дальнего космоса или постройку орбитальных телескопов.

Правящая партия ставит перед страной задачу престижа — отправить человека на Луну и Марс. В этом году Китай потратит на это $ 200 млн — 10% от бюджета NASA — и покажет собственный корабль многоразового использования. А к 2018-му китайцы намерены основать первую постоянную колонию на Луне.

Вашингтон уже дал понять, что хочет первым вернуться на спутник Земли и создать там перевалочную базу для дальнейших полётов. Но частные компании постоянно демонстрируют, что их интересует только орбита Земли, а последние катастрофы могут отбить у инвесторов желание вкладывать деньги в данную сферу.

Поэтому сейчас перед развитыми странами стоит задача убедить частный капитал инвестировать в космос и опять заинтересовать население его исследованиями.

«В нашей науке и культуре в последнее время идея полётов за пределы Земли не так популярна, — говорит Биддингтон. — Нам нужен веский стимул, чтобы принести туда деньги и нашу работу. А его пока нет».

Источник: korrespondent.net


Читайте также:

Добавить комментарий