Выступления главы МИД Сергея Лаврова в Госдуме давно ждали, по понятным причинам. Однако состоявшийся в среду в рамках «правительственного часа» разговор между министром и депутатами вряд ли можно назвать прямым и обстоятельным. По форме он, скорее, походил на откровенную пропаганду. Но министру можно это простить — у него работа такая. А вот парламентарии сознательно избегали неудобных вопросов, видимо, опасаясь, что их тут же заподозрят в «нелояльности».
Внешнеполитические настроения на Охотном ряду полнее всего выразил глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков. «Для России проблема в том, что мы не можем существовать как суверенное государство в рамках однополярного миропорядка. И вот эти разговоры, что, может быть, надо было бы воздержаться, помягче вести себя… Так не получится — либо суверенитет, либо однополярность, иного не дано, и это ставит перед нами серьезные задачи, но уклониться от этого выбора у нас нет возможности», — заявил он.
Однако главный вопрос: за счет чего удастся выдержать противостояние, в Госдуме так и остался без ответа. Хотя еще накануне депутаты с тревогой обсуждали мрачные экономические перспективы страны, которые сулит стремительно падающая цена на нефть, девальвация национальной валюты, растущая инфляция и, как это ни банально, ажиотаж на отдельные продукты питания в магазинах.
Между тем, судя по докладу Лаврова, внешняя политика с внутренними проблемами у нас никак не связана. И если надо, погибнем в неравном бою, но не отступим. Примерно в таком духе выступал министр, рассказывая депутатам, что наша страна вступила в мировую схватку против «однополярного мира» и пока не собирается сдаваться.
«Россия располагает всеми возможностями для консолидации своих позиций в качестве одного из центров новой многополярной системы. Но наш конструктивный курс наталкивается на продолжающиеся попытки США и их союзников разделять и властвовать, продавливать односторонние подходы, перекраивать мир под свои конъюнктурные замыслы», — пояснил Лавров.
Далее он в очередной раз изложил видение МИДом причин «украинского кризиса»
и назвал бесперспективными попытки свалить вину за него на Россию. Министр раскрыл и некоторые ранее неизвестные подробности своих последних бесед с госсекретарем США Джоном Керри после того, как американский президент Обама назвал политику России второй мировой угрозой после вируса Эбола. «Он сказал мне: «Ну, не обращай внимания». Если это настолько серьезно, то это печально. Керри это сказал, так как хотел обсудить подходы по решению иранской ядерной проблемы, ситуации на Корейском полуострове», — поведал Лавров и назвал такой подход «потребительским». «То есть там, где вы нам нужны, вы мне, пожалуйста, помогайте, а там, где я хочу вас наказать, — вы меня слушайтесь», — возмутился министр.
Несмотря на это, глава МИД дал понять, что Россия не собирается полностью разрывать отношения с США и Западной Европой, а восточный вектор «Москва-Пекин» — это «не альтернатива связям с Западом, а фактор реализации принципа многовекторности нашей работы на международной арене».
Такой международный расклад не вызвал особых возражений у депутатов. Однако они посоветовали министру усилить работу не только на восточном, но также на латиноамериканском и африканском направлении. А «эсер» Николай Левичев предложил даже создать аналог ОБСЕ на базе Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.
Ну, и конечно, депутаты порекомендовали усилить поддержу организаций соотечественников за рубежом, малочисленность и недостаток финансирования которых и стал, по мнению народных избранников, одной из причин нарастающей «русофобии» в странах бывшего соцлагеря. «Британский Совет финансируют в 15 раз больше, чем наше Россотрудничество», — возмутился в этой связи коммунист Леонид Калашников.
В остальном парламентарии, по сути, повторяли вслед за Лавровом официальные внешнеполитические мантры, возмущаясь попыткам «шантажа и диктата» со стороны Запада и призывая к «законному учету интересов России» на постсоветском пространстве. Кстати, в числе новых вероятных конфликтов на Охотном ряду назвали назревающий спор по поводу поставок туркменского газа на Украину, а в перспективе и в Европу, в обход России.
Из общего строя выбивалось, пожалуй, выступление лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который намеками, но четко дал понять, что гордые заявления внешнеполитического руководства страны насчет самостоятельной позиции России в мире не более чем блеф. И если бы Москва действительно хотела защитить свои интересы, то ей следовало еще давно действовать более решительно и оперативно.
«На Украине мы проигрываем, Донбасс бомбят каждый день и русских убивают каждый день. Есть Янукович, живет в России. Надо было его сразу посадить в Харькове и руководить через его указы Украиной, он проводит референдум, объявляется независимое государство Новороссия, он просит ввести Москву войска для защиты. Франция же ввела войска в Мали, когда там был госпереворот. Это их бывшая колония, они о ней заботятся», — нестандартно завершил дискуссию лидер ЛДПР.
Елена Земскова
Источник: rosbalt.ru