Кто и какие комиссионные получает от сделок по покупке и продаже отечественных футболистов: имена, контракты, деньги

Рынок агентских услуг в мировом футболе — по-прежнему одна из самых закрытых тем: если сведения о стоимости того или иного трансфера, а также зарплаты некоего футболиста периодически озвучиваются клубными менеджерами в прессе, то информацию о выплатах третьим лицам в открытом доступе найти крайне тяжело.Между тем вместе с увеличением объемов расходов на трансферные сделки и фонды заработной платы за последние пять лет возросли и суммы агентских вознаграждений, получаемых людьми, чье участие в футбольном процессе скрыто от посторонних глаз. Формально все они осуществляют поиск футболистов, проводят переговоры между сторонами сделки и обеспечивают заключение трудовых соглашений — это и становится основанием для колоссальных по меркам современного посреднического рынка выплат.

Нашел талантливого и свободного от клуба игрока и уговорил его на переход — получи комиссионные. С учетом того, что годовой оклад игрока может составлять несколько миллионов долларов, побочная выплата нескольких сотен тысяч долларов агенту — вроде бы вполне рыночный ход. Поучаствовал в качестве переговорщика в сделке между клубами — забрал свой процент. Сбил в интересах клуба-покупателя цену на трансфер — увеличил размер собственного вознаграждения. Тоже логично.

А если футболист оказался несостоятелен, объяснить это просто: он же не вещь — и на качестве его выступления сказываются совсем не те факторы, которые влияют на стоимость нефти.

О том, что сделки футбольных клубов (как правило, из Восточной Европы) с агентами могут носить подозрительный характер и, в частности, служить действенным инструментом для вывода средств, несколько лет назад заявила Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Тогда FATF рекомендовала Международной футбольной ассоциации (FIFA), которая наделяет национальные федерации полномочиями выдавать агентам лицензии и тем самым легализует их деятельность, пересмотреть формы контроля.

В ряде федераций были разработаны меры регулирования рынка: где-то клубы искусственно ограничивались в выплатах, где-то, как, например, в Российском футбольном союзе (РФС), — им и вовсе рекомендовали прекратить гражданские отношения с посредниками, обратив внимание на обязательное наличие в структуре клуба селекционных служб, чьи функции агенты зачастую дублировали.

В июне конгресс FIFA принял решение вообще упразднить с 1 апреля 2015 года институт агентов. В практическом смысле это означает следующее: национальные федерации прекратят выдавать посредникам лицензии и передадут бремя контроля над сделками с их участием государственным органам.

То есть теперь обосновывать те или иные выплаты клубами их контрагентам предстоит, уже не апеллируя к регламентирующим их деятельность футбольным документам, а опираясь исключительно на национальное законодательство. И если вознаграждение превысит затраченные агентом усилия, вопросы могут возникнуть у фискальных и правоохранительных органов.

В России с 2012 года различные службы стали систематизированно собирать информацию о денежных потоках, уходящих из бюджетов профессиональных отечественных клубов. В нашем распоряжении оказался закрытый сводный отчет, подготовленный специалистами Федеральной налоговой службы (ФНС) и Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), в котором приведены сделки 2012—2013 годов между профессиональными клубами и футбольными агентами.

Сразу отмечу: вопрос о реальности сделок, о которых пойдет речь, мы в настоящее время не ставим — для этого необходим не просто их мониторинг, а тщательная правовая проверка. Однако эта информация прежде всего позволит понять объем рынка агентских услуг и запомнить имена тех, кто этот рынок контролирует.

Владикавказская «Алания»

В августе 2011 года футбольный клуб, выступавший в первом дивизионе российского первенства, заключил соглашение с латвийской компанией Boutiqe Football Llp, возглавляемой агентом Михаилом Лебедевым. Латвийское агентство обязалось осуществить поиск футболиста, сопроводить его трансфер и обеспечить заключение трудового договора с владикавказским клубом. Стоимость сделки составила 1 млн евро. Спустя год агенту было выплачено 840 тысяч евро за его услуги по заключению контракта между клубом и защитником Заурбеком Плиевым.

В сентябре 2014 года в ходе оперативных мероприятий, проведенных республиканскими УФСБ и УБЭПиПК МВД, было установлено, что получивший деньги посредник агентом футболиста Заурбека Плиева не являлся и никаких переговоров о его переводе в «Аланию» не вел. На основании этих данных республиканским ГСУ ГУ МВД РФ было возбуждено уголовное дело по признакам ч. 4 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата, совершенные в особо крупном размере), обвинение предъявлено бывшему генеральному директору клуба Александру Стельмаху, который подписал акт приема работ и отдал приказ о переводе более 34 млн рублей. Пока эта сделка — единственный эпизод в уголовном деле.

Но, судя по данным ФНС и Росфинмониторинга, у «Алании» могли быть и другие странные, на наш взгляд, сделки: в 2012 году клуб заключил восемь контрактов с агентами на общую сумму свыше 150 млн рублей и выплатил им более 75 млн рублей.

В частности, владикавказский клуб подписал два договора с агентом Рафаэлем Эпштейном, связанным с предпринимателем Григорием Крицером: один — на организацию трансфера и заключение трудового договора с футболистом Рудней да Роса на 680 тысяч евро, другой — на тот же спектр услуг в отношении футболиста Диего Маурисио (850 тысяч евро). Также были заключены два договора с агентом Ливаном Силагадзе: на организацию трансфера Тамаша Прискина (650 тысяч евро) и Санжара Турсунова (450 тысяч евро). Еще «Алания» заключила договор с агентом Дмитру Санду стоимостью 350 тысяч евро за оказание последним услуг по заключению трудового соглашения между клубом и Иоаном Мера, а также с сербским агентом Серджаном Еремичем (400 тысяч долларов) на переход Огнена Вранеша. Эти соглашения так и не были исполнены — в следующем году владикавказский клуб прекратил существование.

Однако в 2012 году «Алания» все же произвела ряд выплат: 250 тысяч долларов из положенных по договору 500 тысяч за комплекс услуг по заключению трудового договора с Дмитрием Голубовым получил агент Сергей Шевченко, связанный с ведущим российским агентом Олегом Артемовым; 200 тысяч долларов за услуги по переходу Владимира Хозина получил Михаил Евстюхин, известный в футбольной среде как Миша Длинный (еще 4 млн рублей в 2012 году Евстюхину были выплачены в рамках соглашения от 14.01.2011, по которому он обязался устроить переход Дмитрия Грачева); 306 тысяч долларов по договору от 20.06.2011 получило некое ООО «ЕСА» — за услуги по заключению контракта с клубом игрока Михаила Бакаева; еще 400 тысяч долларов было перечислено молдавскому агенту Николаю Пырная, представлявшему интересы Азата Байрыева и Семена Булгару.

Какие соглашения и последовавшие за ними выплаты были реальными, а какие — фиктивными, еще предстоит выяснить правоохранительным органам республики.

Нижегородская «Волга»

Команда, ныне выступающая в первом дивизионе российского первенства, в 2012 году заключила 12 сделок с агентами на сумму около 45 млн рублей и выплатила около 52 млн рублей (оплачивались и договоры за 2011 год), в 2013-м — 11 сделок на сумму около 80 млн рублей (и выплачены 44 млн рублей).

В числе самых крупных получателей средств от «Волги» (свыше 25 млн рублей) — предположительно ее бывший юрист Дмитрий Кигинько, связанный с авторитетным предпринимателем Османом Кадиевым. Далее следует агент Кахор Муминов, связанный с владельцем ООО «Про-Спортс-Менеджмент» Германом Ткаченко, — благодаря волжанам он заработал около 500 тысяч долларов, организовав переход Александра Белозерова, Михаила Кержакова и Руслана Аджинджала. Также в 2012 году соглашение стоимостью 200 тысяч евро с Муминовым было заключено на оказание услуг по переходу Андрея Каряки.

В 2012—2013 годах было выплачено 7 млн рублей агенту Тарасу Воробелю, связанному с владельцем ООО «СА—Спортивное агентство» Алексеем Сафоновым, за исполнение договора на организацию перехода Никиты Малярова.

Также в 2012 году клуб рассчитался с агентом Олегом Саблиным: он получил 224 тысячи евро за исполнение договора от 01.01.2010 по заключению контракта с Мерсудином Ахметовичем (в 2013 году в рамках этого договора Саблину заплатили еще 95 тысяч долларов, а также заключили с ним договор на 6,4 млн рублей — за перевод в клуб В. Бордияна).

Агент Евгений Куканос, также связанный с Алексеем Сафоновым, получил за два года от клуба 367 тысяч долларов — за содействие в заключении трудового договора с Александром Шулениным и Миколшом Гаалом.

Из самых крупных сделок 2013 года (23 млн рублей) — соглашение с Романом Орещуком (работал в ООО «СА—Спортивное агентство») на организацию трансфера Антона Путило (по данным Росфинмониторинга, пока выплачено 6,5 млн рублей) и договор стоимостью 6,6 млн рублей с Дмитрием Кудерцевым на организацию перехода Александра Харитонова.

Также в 2013 году клубом был заключен договор стоимостью 16 млн на организацию перехода Романа Концедалова с агентом Логиновым, который известен тем, что представляет интересы самого высокооплачиваемого российского футболиста Александра Кокорина.

Саранская «Мордовия»

Футбольный клуб, ныне борющийся за сохранение членства в РФПЛ, в 2012 году заключил 11 сделок с агентами на сумму около 45 млн рублей и выплатил около 40 млн. В 2013-м — 9 сделок на 50 млн рублей (выплачено 35 млн).

Самым крупным получателем средств от саранского клуба стал агент Дмитрий Ананьев, связанный с авторитетными предпринимателями из Раменского района Московской области, — в общей сложности с ним были заключены контракты на сумму около 21 млн рублей, он осуществлял комплекс услуг по заключению трудовых соглашений между клубом и футболистами Юрием Кулешовым, Дмитрием Абакумовым, Русланом Мухаметшиным, Александром Димидко. При этом, по данным Росфинмониторинга, за исполнение договора от 15.06.2012 об оказании услуг по переходу Мухаметшина Ананьеву было заплачено дважды — по 4,8 млн рублей.

Также 9 млн рублей от клуба получил экс-агент футболиста «Динамо» Юрия Жиркова Виктор Халапурдин — за организацию перехода нападающего Антона Бобра. 4,8 млн рублей заработал Александр Панченко, связанный с авторитетным коммерсантом Владимиром Пипия (Вова Грузин), — за организацию трансфера своего племянника Кирилла и Алексея Мулдарова.

Самая крупная сделка 2013 года — договор стоимостью 300 тысяч долларов с Ильей Зайцевым, связанным с Олегом Артемовым, в соответствии с которым агент должен был оказать содействие в заключении трудового договора с вратарем Антоном Коченковым (90 тысяч долларов было выплачено Зайцеву в 2013 году). Молдавский агент Ион Карп, оказавший «Мордовии» в 2013 году услуги по заключению трудовых соглашений с Владимиром Божовичем и Миланом Перендия, получил от клуба два платежа в размере 400 тысяч долларов.

С агентом Дмитрием Агеевым был заключен договор стоимостью 250 тысяч долларов за оказание услуг по переводу Андрея Пазина (выплачено 160 тысяч). Агенту Александру Панченко причитается 200 тысяч долларов за оказание услуг по переводу Евгения Луценко. По 150 тысяч долларов должны получить Айрат Рахимов, связанный с бывшим спортивным директором «Рубина» Рустемом Саймановым и молдавским агентом Леонидом Истрати — за организацию трансфера Вадима Гаглоева и Александра Суворова.

Ярославский «Шинник»

Российские фискальные ведомства заинтересовали выплаты агентам, произведенные футбольным клубом в 2012 году. В частности, ярославцы рассчитались с агентом Марио Мамичем, который еще в 2008 году осуществил перевод в клуб латвийского игрока Юриса Лайзанса, — посреднику было перечислено 384 тысячи долларов. Также по сделкам 2008 года в 2012 году рассчитались с португальским агентом Пауло Барбосой — ему было выплачено 684 тысячи долларов за посредничество при переходе Гомиса, Ромальу да Сильва и Лейте Башту Бруну.

Самарские «Крылья Советов»

Клуб, возглавляющий турнирную таблицу первого дивизиона и готовящийся вернуться в элиту российского футбола, в 2012 году заключил 8 соглашений с агентами на общую сумму около 72 млн рублей и выплатил около 55 млн рублей. В 2013-м — 41 млн рублей и около 60 млн соответственно.

Самым крупным трансфером 2012 года стал переход в клуб белорусского форварда Сергея Корниленко. По данным ФНС, для организации трудового договора между клубом и нападающим был заключен договор стоимостью 532 тысячи долларов с агентом Александром Лопыревым, связанным все с тем же Олегом Артемовым. По данным Росфинмониторинга, на счет Лопырева было переведено лишь 82 тысячи долларов — оставшаяся сумма числится в кредиторской задолженности клуба за последний отчетный период. За исполнение договора от 19.08.2011, касающегося перехода этого же футболиста, 100 тысяч долларов было выплачено и самому Олегу Артемову.

Однако если переход Корниленко был самым громким, то переход полузащитника Евгения Баляйкина — самым затратным: за участие в переговорах и обеспечение трудового договора более 1 млн долларов получил агент Михаил Череповский, связанный с Алексеем Сафоновым. Еще на 300 тысяч долларов с Череповским был заключен договор на организацию перехода Ивана Таранова (в период 2012—2013 годов было выплачено 150 тысяч долларов). Договор стоимостью 250 тысяч долларов был заключен с Михаилом Евстюхиным (Миша Длинный) — на организацию трансфера Алексея Концедалова.

В 2013 году за оказание услуг по заключению трудового договора с полузащитником Станиславом Драгуном самарцы выплатили 300 тысяч долларов агенту Залиму Апшеву, а также заключили договор с Дмитрием Агеевым за «подписание» футболиста Ибрагима Цаллагова — на 450 тысяч долларов.

Кроме того, на 100 тысяч долларов был заключен договор с Кахором Муминовым в рамках сделки по переводу в клуб защитника Гии Григалавы. Авторитетный агент Павел Андреев получил 489 тысяч долларов за услуги по заключению контракта с защитником Сергеем Петровым.

Все это — больше, чем просто бухгалтерская ведомость, потому что позволяет сделать важные выводы. Во-первых, игроков на рынке футбольных агентов много, но по большей части они сбиваются в кланы и коалиции — вокруг определенных клубов и наиболее сильных фигур (некоторые фамилии неспроста идут через текст рефреном). Во-вторых, мы рассказали в основном об игроках, мало известных даже поклонникам российского футбола; только единицы из них оставили заметный след в клубах, за которые выступали. Однако суммы, выплаченные посредникам за их переходы, более чем серьезны. В-третьих, речь идет о «дотационных» клубах, существующих исключительно благодаря прямой или косвенной поддержке региональных властей. То есть миллионы рублей и сотни тысяч долларов, попавшие на счета агентов, могли быть потрачены на решение куда более значимых социальных задач.

 

Андрей Сухотин

Источник: skandaly.ru


Читайте также:

Добавить комментарий